30 июля Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по национальному проекту «Кадры». В заседании приняла участие Наталия Золоторева, президент общероссийской общественной организации «Союз директоров средних специальных учебных заведений России». В своем ТГ-канале она поделилась своими выводами и заключениями по итогам состоявшегося обсуждения. Публикуем материал целиком.
Ключевой показатель проекта «Кадры» связан с вовлечением в занятость 2,5 млн. человек для обеспечения технологического суверенитета.
Подготовленная аналитика показывает, что текущий трудовой резерв недостаточен для реализации планов развития отраслей. Резервы: вовлечение в трудовые процессы молодежи, лиц с ограниченной возможностью здоровья, серебряный возраст, мигранты.
Молодежь
Сейчас в образовательной среде много дискуссии на тему трудоустройства несовершеннолетних. Да, эту задачу колледжам в одиночку не решить. Здесь нужны практические конкретные решения, консолидируя усилия власти, предприятий и образования.
Как отметил Ректор ВШЭ Никита Анисимов «Работающий студент — это элемент культуры 2030». Однозначно — да.
Инвалиды
В России уже более 10 лет ведется планомерная работа по повышению инклюзивности профессионального образования, развивается Чемпионат профессионального мастерства «Абилимпикс». Настало время переосмыслить необходимые форматы поддержки в реализации трудового потенциала как инвалидов, так и их сопровождающих членов семей.
Серебряный возраст
Несмотря на то, что современные технологии здоровьесбережения шагнули далеко вперед, но они имеют сейчас в большей степени индивидуализированный характер. Пример Китая показывает, что традиция активного образа жизни как элемент культуры населения позволяет быть энергичным до 70 лет как минимум большей части населения этой страны. Здесь есть что перенимать.
Кадровый баланс
Важный фокус внимания проекта — обеспечение кадрового баланса. Будет проводиться прогноз потребности в кадрах в регионально-отраслевом разрезе. Методики уже протестированы, ведется доработка.
Считаю важным, чтобы кадровые службы владели необходимыми знаниями для корректного представления данных в этот прогноз, велась работа по вовлечению субъектов МСП в эти процессы.
Повышение производительности труда
Увеличение численности занятых в производстве — это экстенсивный путь развития.
По сути, потенциал такого пути практически исчерпан, альтернативный путь связан с производительностью труда: использованием принципов бережливого производства, дальнейшей роботизацией, цифровизацией производственных процессов.
Кстати, во всех ФГОС, связанных с промышленность, предполагается изучение бережливого производства, в Профессионалитете в каждой программе есть цифровой модуль — вклад в повышение производительности труда.
Для оценки образования для вузов и колледжей будут формироваться рейтинги по двум ключевым показателям: уровень зарплаты выпускников за второй год после выпуска, доля трудоустроенных выпускников через 2 года после выпуска. Вузы и колледжи будут разбиваться на группы по объемам выпуска до 500, от 500 до 1000, более 1000.