Ушедший из жизни ровно четыре года назад экономист Сергей Семенищев оставил значительный след в отечественной макроэкономике. Его работы до сих пор активно обсуждаются, а многие идеи Семенищева вновь и вновь предлагаются к практическому применению.
Сергей Семенищев был профессиональным макроэкономистом, кандидатом экономических наук. Он имел классный чин государственного советника РФ III класса, был ректором авторской школы экономики и директором центра антикризисного менеджмента, членом рабочей группы Европарламента по макроэкономике от Госдумы, членом Экспертного совета Комитета по экономической политике Совета Федерации, заместителем гендиректора государственного производственного объединения по экономике и финансам, преподавал в различных образовательных организациях.
Семенищев работал над программами для правительства, изобрел универсальную налоговую модель, написал ряд выдающихся работ. У экономиста много последователей и учеников, среди которых и макроэкономист Александр Логацкий. С ним и состоялась беседа о наследии экономиста:
— Какие работы Сергея Семенищева стоит назвать основополагающими?
— Их на самом деле немало. Например, отметим теоретический «Всеобщий Закон Стоимости». В этой работе изложены основные принципы формирования равновесных цен, исключающих инфляцию при экономическом росте. Можно смело сказать, что «Всеобщий Закон Стоимости» — это новое направление в фундаментальной науке и этот закон может эффективно работать в различных экономических системах. По сути, Семенищев открыл закономерности между макроэкономическими явлениями и факторами. На основе этой работы вполне возможно и нужно разработать новую экономическую программу. Чем быстрее это будет сделано, тем быстрее это принесет пользу нашему государству. Многие светила экономической науки уже подтвердили, что использование формул корректировки «Всеобщего Закона Стоимости» на практике решит большинство современных проблем.
Сергей Семенищев разработал целую теорию Всеобщего макроэкономического баланса и безинфляционного развития. Он завершил работу над ней в 2009 году, но постоянно ее совершенствовал. Это не просто набор научно обоснованных фраз — это множество формул, с помощью которых можно проводить расчеты, подтверждающие положения теории. Я имел честь еще совсем молодым специалистом принимать участие в организационной и информационной помощи Семенищеву в работе над этой теорией.
— В теории ученого можно найти пути решения любой экономической проблемы? И налогообложения тоже?
— Да, Семенищев сумел создать универсальную налоговую модель, которая не имеет аналогов ни в России, ни в мире. Она максимально упрощает систему налогообложения и делает ее максимально эффективной для экономики. Сергей Александрович очень просто и логично изложил схему, при которой сбор налогов повысится. Как известно, у нас по закону доход облагается налогом только один раз, но по факту у нас есть НДФЛ (от 13%), НДС (от 10%), ЕСН (34%), налог на прибыль (20%), НДПИ (около 86%), пошлины на ввоз достигают 100%. Прибавьте сюда тот же «Платон» в 7 рубль за километр и многочисленные штрафы. Конечно, в этой ситуации бизнес старается скрывать доходы. При действии всех этих фискальных мер в 2022 году выручка наших компаний составила 1400 трлн рублей, а в бюджет поступило 27 трлн рублей. То есть, это всего 2% от выручки. Семенищев предлагал просто отменить все налоги и назначить единый налог всего в 3% и уже это значительно, на целую треть, увеличит доходы в бюджет. От такого налога никто уходить не будет. Все это Семенищев доказал и понятно расписал в своей теории.
— Ученый совершил прорыв во многих аспектах экономики, а что вы считаете главным в его изысканиях?
— Семенищев из числа тех экономистов, работа которых позволяет нам сейчас говорить о том, что у России есть фундаментальные и прикладные знания по финансово-экономическому программированию макропроцессов. На их основе мы способны разрабатывать реально эффективные экономические программы. Прорыв в экономике нам сегодня необходим как никогда. Предстоит в короткие сроки обрести настоящий технологический суверенитет в экономике, а для этого нужно создавать условия для бескризисного развития экономики с целью повышения благосостояния и уровня жизни людей. Конечно, есть немало проблем, которые тормозят этот процесс. Например, кадровая. У нас хорошие экономисты, но их знания порой ограничены существующими экономическими системами, далеко не все разбираются в регулировании экономики. Сложившаяся денежно-кредитная система требовала других специалистов. В нее внедрялись исполнители, перед которыми ставилась задача интегрировать экономику страну в мировой порядок по правилам МВФ, а не жить в условиях западных санкций.
Долгое время наше информационное пространство финансировалось рекламодателями, которые импортировали свои ценности и создавали для отечественных производителей неравные условия конкуренции. Это приводило к понижению спроса на отечественные товары и воздействовало на всю экономику в целом. Примерно также формировались и стереотипы мышления. Коммерческие банки долгое время решали, что стоит финансировать, а что нет — опять же из соображений на основании международных рейтингов. Конечно, они отдавали предпочтение все тем же западным моделям и проектам.
— Ваш учитель предвидел неизбежное развитие этих проблем и их последующее влияние на экономику?
— Семенищев еще при обсуждении реформ Гайдара в 1990 году предсказал дефолт 1998 года. Но многих экономистов того времени не слушали, создав своеобразную бюрократическую систему между институтами и правительством. Довести свои соображения до высших эшелонов власти было очень сложно — страна находилась в хаосе, а все экономические вопросы переводили в разряд политических. Семенищев, Сенчагов, Перламутров и другие экономисты уже тогда прекрасно понимали, что в международных стандартах пользы для России нет, но власть сделала именно такой выбор, отодвинув интересы национального производства в сторону. Плановую экономику и вовсе заклеймили как исключительно советское явление и забыли ее. Но ведь планирование в экономике — это базовый принцип управления как страной, так и предприятиями. Поэтому труды этих ученых не были востребованы, они игнорировались. В итоге страна вошла в так называемый свободный рынок без какой-либо подготовки, четкой программы и целей.
— Теперь настало время собирать камни?
— Это уже давно надо было делать, но сегодня стране это уже жизненно необходимо в условиях СВО и беспрецедентных санкций. России во всем нужен суверенитет. И в экономике тоже. Именно сейчас важно вернуться к истокам создания финансово-экономической системы, выявить закономерности, найти причины, которые приводят в дисбаланс экономическую систему России, обозначить цели и задачи для регулирования и управления экономикой. Помогут это сделать, в том числе, и труды Семенищева. Стратегическое участие в реформе экономики должны будут принять государственная статистическая служба, налоговая служба, Центробанк, коммерческие банки и предприятия, выпускающие товары, от которых зависит ценообразование. Статистика позволит увидеть нам реальную ситуацию и принимать правильные решения, а налоговики и банкиры должны будут просто хорошо делать свою работу в новых условиях. Что касается самых важных отраслей экономики, то это прежде все топливно-энергетический комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство и предприятия, выпускающие товары первой необходимости. Первоочередной задачей станет восстановление товарно-денежного баланса. Должно учитываться буквально все и с этим могут помочь профильные институты и академии наук, ранее отстраненные от влияния на многие процессы. Но это работало еще в СССР. Тогда в планирование входило даже строительство роддомов и детсадов, школ и институтов. Никто бы тогда не начал строить жилые дома и заводы раньше, чем там же будут построены дороги и создана вся необходимая инфраструктура. Мы до сих пор всем этим пользуемся и только сейчас начинаем задумываться — а зачем от этого надо было отказываться? По моему мнению, виной всему пропаганда ложных знаний о том, что купить готовую продукцию выгоднее, чем производить свою. В таком духе воспитывались и продолжают воспитывать своих студентов многие экономические вузы.
— Что должно произойти при новой модели с внешнеполитическими связями?
— Здесь прежде всего нужно равняться на сотрудничество с союзными и дружественными нам странами. Опять же, и эта тема была раскрыта Семенищевым в «Теории макроэкономического баланса. Безусловно необходим отказ от доллара. После распада СССР во всех новых странах на постсоветском пространстве были созданы свои центробанки и свои валюты, привязанные к доллару. Теперь нужна новая экономическая система, позволяющая обменивать товары и услуги на паритетном уровне. Уверен, в этом может помочь финансово-экономическое программирование — компьютеры, программы, искусственный интеллект, современные технологии. И безусловно нужна новая валюта, которая станет достойной заменой и конкурентом доллару. Тут речь может идти как о валюте стран БРИКС, так и о единой денежной единицы для стран ЕврАзЭС. Несколько поступательных шагов по преобразованию отечественной экономики и революция во внешней политике должны обеспечить нашему государству экономический суверенитет.