Утверждение актуализированной стратегии развития судостроительной промышленности стало важным шагом в модернизации российской экономики. Документ, подписанный Председателем Правительства Михаилом Мишутиным 12 мая 2025 года, ставит перед отраслью амбициозные задачи, включая увеличение загрузки действующих предприятий, создание судов для работы на Северном морском пути и привлечение высококвалифицированных специалистов. Эта стратегия определяет ключевые ориентиры для судостроительной отрасли на ближайшие годы и дальнейшую перспективу до 2050 года.
Актуализированная редакция стратегии предлагает глубокий анализ внутреннего и мирового спроса на суда, что позволяет расширить горизонты планирования до 2036 года. В соответствии с обновлёнными показателями, уровень загрузки действующих производств должен вырасти до 61% к 2036 году, а к 2050 году — до 73%. Эти цели требуют выполнения государственного оборонного заказа в установленные сроки, а также повышения доли гражданского флота отечественного производства до 61% к 2036 году и 64% к 2050 году.
Одним из ключевых направлений работы станет строительство флота для работы на маршрутах Северного морского пути. К 2036 году количество судов, курсирующих по этому направлению, должно увеличиться до 51, а к 2050 году — до 135. Также предусмотрено значительное наращивание серийного производства: доля судов, выпускаемых российскими предприятиями, вырастет с 30% до 50% от общего объёма судостроения к 2036 году и до 80% к 2050 году.
Важной составляющей обновлённой стратегии является импортозамещение комплектующих. К 2036 году планируется, что половина судового комплектующего оборудования будет производиться в России, а к 2050 году этот показатель достигнет 80%. Это позволит не только снизить зависимость от иностранных поставок, но и создать дополнительные рабочие места.
Стратегия также акцентирует внимание на необходимости увеличения числа судоремонтных предприятий, с целью удвоения их количества и трёхкратного увеличения объёма судоремонта. Развитие кадрового потенциала является ещё одной важной целью. Принятые меры по подготовке и привлечению специалистов помогут увеличить общую численность работников отрасли с 166 тыс. человек до 190 тыс. в 2036 году и до 200 тыс. в 2050 году.
Михаил Мишустин, комментируя утверждённую стратегию на совещании с вице-премьерами, подчеркнул, что документ содержит конкретные ориентиры для наращивания производственных мощностей и повышения инвестиционной привлекательности сектора. «Важно решить поставленную главой государства задачу по достижению технологического суверенитета», — отметил он, указывая на необходимость развития критически важных позиций судового оборудования.
Актуализированная стратегия развития судостроительной промышленности представляет собой комплексный план, который направлен на создание эффективной и конкурентоспособной отрасли, способной удовлетворить внутренние потребности и соответствовать современным вызовам.