В скором времени число передовых инженерных школ (ПИШ) будет увеличено до 100, такое поручение дал президент России Владимир Путин. Благодаря этому отечественная экономика получит больше специалистов, необходимых для достижения технологического суверенитета страны.
Первые ПИШ были созданы в 2022 году на базе 30 университетов в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы». Его целью является обеспечить высокопроизводительные экспортно-ориентированные секторы экономики квалифицированными кадрами. В 2023 году число студентов 30 передовых инженерных школ превысило шесть тысяч человек.
Образовательная история всех ПИШ в стране началась с запуска магистерских программ. По словам директора Передовой инженерной школы Томского политехнического университета «Интеллектуальные энергетические системы» Романа Лааса, с них удобнее начинать, потому что они короткие и гибкие. Например, в ПИШ ТПУ открыто 5 магистерских программ, осенью 2023 года набрали первых студентов. Они будут проектировщиками цифровых двойников энергообъектов, месторождений, специалистами по технологиям машинного обучения для нефтегазовой отрасли, по цифровизации процессов в атомной отрасли.
В 2024 году планируется открыть в ПИШ ТПУ бакалаврскую программу. Директор отметил, что передовые школы готовят новых инженеров. ПИШ Университета Иннополис призвана подготовить ИТ-инженеров для разработки и внедрения российского ПО. До 2030 года там планируют обучить около 13,8 тысячи ИТ-специалистов и трудоустроить 1,3 тысячи выпускников в высокотехнологичные компании, отметил заместитель директора, руководитель Передовой инженерной школы Университета Иннополис Искандер Бариев.
Обучение по 4 программам ПИШ в Университете Иннополис стартовало в сентябре 2023 года. Первые магистранты получат диплом в 2025 году, а бакалавры — в 2027 году. Правительство РФ решило расширить программы передовых инженерных школ. Поэтому в прошлом году был проведен конкурс и отобрано еще 20 вузов, на базе которых создаются ПИШ. Они начнут работать с нового учебного года. Кроме того, планируется удвоить количество ПИШ. Таким образом, в России будет развернута сеть из 100 центров, которые будут готовить специалистов высшей квалификации.
Особенность передовых школ в том, что они предлагают новые подходы к подготовке будущих специалистов. «Модель образования ПИШ МАИ представляет собой междисциплинарную среду, где помимо освоения профильных инженерных компетенций сформировано образовательное ядро подготовки комплексного инженера. Это универсальные дисциплины, позволяющие в ходе практической реализации проекта освоить компетенции бизнес-мышления и управления проектами», — рассказала директор института N 14 «Передовая инженерная школа» МАИ Наталия Шовгеня.
Одной из ключевых особенностей обучения в ПИШ «Агроген» является тесное взаимодействие с практикой. Студенты регулярно проходят стажировки в компаниях-партнерах, применяя свои знания на практике в реальных проектах. Каждому студенту назначается наставник из высокотехнологичной компании, который сопровождает весь процесс обучения и участвует в выпускной работе вместе с преподавателями ПИШ.
Более 160 компаний-партнеров уже участвуют в федеральном проекте «Передовые инженерные школы», что позволяет студентам работать над реальными проектами и новыми технологиями. Сотрудничество с компаниями-партнерами является одним из сильных сторон ПИШ. К концу 2024 года число индустриальных партнеров увеличится до 290, включая крупнейшие компании страны. Компании активно участвуют не только в формировании образовательных программ, но и в разработке новых технологий.
По словам Искандера Бариева, ПИШ сотрудничает с компаниями-партнерами над созданием уникальных продуктов, таких как система хранения и контроля программного кода GitFlame и система управления разработкой TeamFlame, которые уже проходят тестирование. ПИШ «Агроген» также активно занимается научными исследованиями, в том числе созданием новых сортов сельскохозяйственных культур.
Кроме того, ПИШ предлагает обучение по программам дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов. В 2023 году более 7,4 тысячи инженеров прошли обучение по программам ДПО, а 7,6 тысячи преподавателей и управленцев повысили свою квалификацию. Обучение включает в себя такие направления, как новые материалы, авионика, искусственный интеллект и другие перспективные технологии.