Правительство России продолжает работу над Стратегией развития образования, которая охватит период до 2036 года с перспективой до 2040 года. По итогам последней стратегической сессии Председатель Правительства Михаил Мишустин дал поручения по доработке ключевого документа. Ответственными за эту задачу назначены Минпросвещения, Минобрнауки, Рособрнадзор и Росмолодёжь. Перед ведомствами стоит задача не только уточнить содержание стратегии, но и выработать четкие этапы и механизмы её реализации.
Важным элементом доработки станет разработка модели управления и организационно-ролевой структуры с обозначением персональной ответственности должностных лиц. Планируется также определить целевые показатели, касающиеся педагогической нагрузки, уровня оплаты труда учителей и охвата системы образования детей и молодёжи. При этом один из приоритетов – организация обратной связи с педагогами и руководителями образовательных учреждений по ключевым положениям документа, что позволит учесть практические аспекты и мнения профессионального сообщества.
Параллельно предстоит обеспечить интеграцию стратегии с другими стратегическими документами в области воспитания и безопасности детей. Михаил Мишустин поручил предусмотреть ряд специальных мероприятий, среди которых создание механизма учёта нагрузки на педагогов и учащихся, а также организация системы регулярной оценки и регулирования бюрократической и учебной нагрузки. Эти меры направлены на снижение избыточной нагрузки и повышение эффективности образовательного процесса.
Особое внимание уделяется развитию инклюзивного образования. В стратегии должны быть предусмотрены меры по расширению доступа к качественному дошкольному, школьному, профессиональному и дополнительному образованию для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При этом необходимо разработать конкретные адресные меры для различных категорий детей с особыми образовательными потребностями.
Кадровое обеспечение образовательных организаций тоже входит в число приоритетов. Стратегия должна включать мероприятия по совершенствованию подготовки, переобучения и повышению квалификации педагогических кадров. Важным аспектом является синхронизация требований к формированию ценностей и личностных результатов на всех уровнях образования, что обеспечит единое направление воспитательной работы.
Также в документе предусматривается разработка показателей оценки качества среднего профессионального, высшего и дополнительного образования с механизмом мониторинга, учитывающим региональные особенности и конкретные образовательные учреждения. Отдельное внимание уделяется повышению практикоориентированности программ в вузах и профессиональном образовании.
Минпросвещения и Минобрнауки должны подготовить предложения и «дорожную карту» по развитию практикоориентированной педагогической науки на базе Российской академии образования и подведомственных научных организаций. В рамках этого предусматривается создание системы непрерывной разработки, совершенствования и внедрения методик преподавания и содержания образовательных программ. Эти меры направлены на раскрытие потенциала детей и молодёжи, стимулирование их мотивации и интереса к обучению, а также на обеспечение педагогов необходимыми инструментами для эффективной работы в классах. Срок подготовки предложений установлен до 20 августа.
В целом формирование стратегии развития образования нацелено на комплексное совершенствование системы, повышение качества и доступности образования с учётом современных вызовов и требований.