Российское правительство запустило третий этап модернизации Байкало-Амурской магистрали (БАМ) – грандиозного инфраструктурного проекта, призванного усилить экономические и политические позиции страны в Евразии. На развитие этой стратегической транспортной артерии будут направлены триллионы рублей из бюджета и средств инвесторов, что обеспечит кратный экономический эффект.
Глава кабинета министров Михаил Мишустин подчеркнул, что расширение Восточного полигона железных дорог, соединяющего 14 регионов России и являющегося ключевым звеном БАМа, откроет новые возможности для промышленных предприятий, особенно в добывающих и обрабатывающих отраслях. Это позволит нарастить грузопоток, сократить время перевозок, увеличить объемы заказов и создать дополнительные рабочие места.
Эксперты отмечают, что модернизация БАМа – часть стратегии по преобразованию «параллельного импорта» в «параллельный экспорт», направленной на формирование новой политической реальности в регионе. Доктор политологии Павел Селезнев из Финансового университета при правительстве РФ считает, что БАМ наряду с Северным морским путем сыграет ключевую роль в укреплении влияния России в Азиатско-Тихоокеанском макрорегионе. Расширение и ускорение товарно-транспортных потоков позволит реализовать планы президента Владимира Путина по расширению существующих экономических и политических союзов – БРИКС и ЕАЭС.
Руководитель Центра политэкономических исследований Василий Колташов поясняет, что развитие БАМа обусловлено сменой логистических потоков и необходимостью развития собственных производств. После пандемии и санкций, введенных в связи со специальной военной операцией, основные грузопотоки идут с Запада на Восток, а не наоборот. Модернизация инфраструктуры за Уралом позволит увеличить долю российского экспорта в дружественные страны и нарастить доходы бюджета.
Колташов также отмечает, что модернизация коснется не только железнодорожного полотна, но и автомобильных дорог, инженерных и электрических сетей, что создаст благоприятные условия для инвестиций в развитие производств и создание новых рабочих мест. Это позволит постепенно отказаться от «параллельного импорта», перегружающего логистические цепочки, и перейти к «параллельному экспорту» российских товаров в Азию.