Для достижения технологического суверенитета России необходимо внести ряд изменений и усовершенствований. Экономисты рабочей группы по технологическому развитию при правительственной комиссии по модернизации экономики в докладе «Экономика научно-технологического прорыва и суверенитета» предложили ряд мер, которые могут способствовать достижению данной цели.
Научным редактором работы выступил главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач, участие в ее создании принимали ученые из Института ВЭБ, Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) и Курчатовского института.
Одним из ключевых предложений является создание надведомственного органа управления наукой. Другой важный шаг — увеличение финансирования исследований и разработок до 3% ВВП. Также серьезного внимания требует проблема «утечки мозгов», уверены эксперты.
Важно отметить, что в последние двадцать лет рост технологического уровня в промышленности в значительной степени определялся высокотехнологичным импортом. Для того чтобы обеспечить технологический суверенитет, необходимо сосредоточить усилия на развитии собственных технологий и инноваций, а также наращивании внутренних затрат на исследования и разработки.
Исследователи предупреждают, что сегодня задача обеспечить новые прорывные открытия приносится в жертву задаче масштабирования существующих решений. Однако в долгосрочной перспективе стать лидером в ключевых сферах знаний и технологий без открытий и прорывов невозможно.
Аналог советского Госкомитета по науке и технике
В России, в отличие от СССР, не существует единого координационного и аналитического центра, который бы занимался вопросами прикладной науки, отмечают авторы. В советское время такой орган существовал в виде Государственного комитета по науке и технике (ГКНТ). На данный момент подобных центров ответственности нет даже на уровне отдельных ведомств.
В качестве возможного организационного решения авторы предлагают воссоздание базового элемента советской системы управления наукой — ГКНТ — в формате Бюро по науке и технологиям как постоянно действующего надминистерского органа. Такой орган, в частности, может выполнять функции аппарата правительственной Комиссии по научно-технологическому развитию.
Помимо координации и межведомственного взаимодействия на крупных межотраслевых научно-технологических проектах, одной из задач нового органа управления должен стать трансфер технологий между гражданским и оборонным секторами экономики, подчеркивают авторы. В настоящее время этот процесс сталкивается с множеством барьеров и ограничений.
Подобные изменения в системе управления наукой происходят также в Китае, отмечают эксперты. В частности, там планируется реструктурировать Министерство науки и технологий, уменьшив излишний функционал, и создать новую Центральную комиссию по науке и технологиям, что позволит Компартии Китая «усилить контроль и координацию внутри научного сектора».
В России действует несколько независимых научно-технических политик, которые не координируют свои действия: Минобрнауки, Минпромторг, Минтранс, а также каждая госкорпорация работает отдельно, отмечает руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов. По его мнению, необходима «координирующая роль», которую может выполнять единая система приоритетов. Это позволит избежать дублирования. «Например, развитие искусственного интеллекта ведется в нескольких местах, и зачастую мы тратим деньги на одно и то же», — поясняет эксперт.
«Масло или социальные выплаты вместо науки»
В России, в отличие от остального мира, расходы на научно-исследовательские работы и разработки (НИОКР) неуклонно стагнируют. По данным авторов доклада, доля внутренних затрат на НИОКР относительно ВВП не увеличивается уже 17 лет. Они отмечают, что текущий уровень расходов на НИОКР (0,9% ВВП в 2022 году) является недостаточным для обеспечения технологического суверенитета и развития инновационной экономики.
Эксперты указывают на пороговый уровень расходов на НИОКР, с которого начинается значительное положительное влияние разработок на экономический рост. Если уровень затрат остается ниже этого порога, то эффект от них не соответствует ожиданиям, и поэтому более предпочтительным может быть увеличение финансирования в других, более эффективных областях. Эксперты описывают эту дилемму как «масло или социальные выплаты вместо науки» и замечают, что такая ситуация в значительной степени наблюдается в развитии российской экономики, где наука не является приоритетом.
Согласно докладу, для России пороговое значение расходов на НИОКР относительно ВВП составляет 1–1,5%. Национальная инновационная система с 1990-х годов фактически находится на грани этого порога. Для преодоления последствий «научно-технологической блокады» и достижения прорыва в технологиях требуется увеличение расходов на НИОКР до 3–3,5% ВВП к 2030 году.
Авторы подчеркивают, что для достижения такого объема расходов на НИОКР необходимо создать благоприятные условия для работы исследователей, привлечения молодых специалистов в научную сферу и предотвращения оттока ученых за границу. Текущие меры поддержки науки, по мнению экспертов, недостаточны. Даже при реализации запланированных мероприятий к 2030 году расходы на НИОКР будут составлять лишь около 1,25–1,3% ВВП.
Для сравнения, доля расходов на НИОКР в ВВП США составляет 3,3%, в Южной Корее — 4,9%, в Израиле — 5,6%, в Германии — 3,5%. В отличие от этих стран, в России большую часть расходов на исследования и разработки традиционно осуществляет государство, а не частный сектор (69% против 31%, по данным Росстата за 2022 год).
Проект федерального бюджета на 2024 год предусматривает, что расходы бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2024 году составят 557 млрд рублей.
Один из экспертов, Белоусов, отмечает, что в России один из самых высоких уровней государственного участия в науке, в то время как в западных странах пропорция составляет 75 на 25% в пользу бизнеса. Он утверждает, что для увеличения эффективности необходимо перераспределить средства, направленные на импорт зарубежных НИОКР, на отечественные разработки.
Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Широв подчеркивает, что общие расходы на НИОКР в России составляют примерно 2% ВВП, поскольку еще около 1% приходит через импорт результатов исследований из других стран. Он считает, что увеличение внутренних затрат на НИОКР с 1 до 2% позволит достичь цели в 3% ВВП. При этом примерно 0,4% ВВП должно быть направлено на фундаментальную науку, а 1,6% — на прикладную. Он также подчеркивает важность сотрудничества с другими странами для дополнительного импорта технологий.
«Утечка мозгов»
Ведущие страны мира продолжают увеличивать количество исследователей, в то время как в России этот показатель снижается уже более 20 лет подряд, согласно докладу. За последнее десятилетие общее число ученых в стране сократилось на 28 тысяч человек — с 368,9 тысячи в 2010 году до 340,7 тысячи в 2022 году (по данным Росстата без учета новых регионов). Количество исследователей в возрасте до 29 лет также уменьшилось на 20%. Авторы отмечают, что на этот процесс повлияли «начало СВО и опасения мобилизации в 2022 году». Кроме того, развитые страны предложили специальные стимулы для привлечения российских специалистов, в дополнение к более высокой заработной плате. Например, в Германии и Чехии зарплата ученых превышает российский уровень в 3,2 и 1,4 раза соответственно.
Согласно данным за январь-сентябрь 2023 года, средняя зарплата научных сотрудников в государственных организациях России составила 123,3 тысячи рублей в месяц. «Утечка мозгов» также подкреплена проблемами с реализацией научного и инженерного потенциала отечественных ученых на родине. Средний возраст машин и оборудования для научной и технической деятельности в 2021 году составил почти 11 лет. В связи с этим авторы доклада высказывают идею проведения полной инвентаризации уникального экспериментального оборудования и увеличения финансирования программы развития экспериментальной и приборной базы научных исследований.
Для поддержки ученых авторы предлагают ряд мероприятий, включая установление размера стипендии для аспирантов и ординаторов не ниже МРОТ, а для наиболее талантливых из них — в размере средней заработной платы; расширение программы льготной ипотеки для специалистов и инженерно-технических кадров, занятых приоритетными научно-технологическими проектами; предоставление возможности для ученых, ориентированных на развитие карьеры за рубежом, перейти из вузов и институтов РАН в прикладные институты и корпоративные центры НИОКР средних и крупных компаний; и в долгосрочной перспективе (после 2030 года) установление уровня заработной платы для передовых научных работников и профессоров вузов, сопоставимого с развитыми странами (5-7 тысяч долларов).