8 августа 2024 был принят Федеральный закон № 330-ФЗ, заложивший правовые основы развития креативных индустрий как драйвера экономики. Впервые на законодательном уровне было закреплено понятие «креативные индустрии» (14 сфер, включая дизайн, IT, архитектуру), ввели механизмы господдержки (налоговые льготы, субсидии, инфраструктурные проекты), установили особый статус креативных кластеров, а также предусмотрели меры по подготовке кадров через образовательные программы. Документ стал основой для Стратегии развития креативных индустрий до 2030 года, направленной на увеличение их доли в ВВП до 6%.
В условиях перехода к экономике знаний в процессе внедрения Закона о креативных индустриях, новую ценность приобретают объекты культурного наследия (ОКН), как ресурс территориального развития. Консолидация усилий государства, бизнеса и профессиональных сообществ позволяет трансформировать исторические усадьбы в многофункциональные кластеры, сочетающие функции сохранения наследия с генерацией добавленной стоимости.
Современным подходом в этом процессе является так называемая «ревитализация» исторических усадебных комплексов через их трансформацию в центры креативной экономики. «Ревитализация» подразумевает комплексное восстановление объектов культурного наследия (ОКН) с приданием им современных функций. В отличие от простой реставрации, подход предполагает адаптацию под актуальные нужды (коворкинги, арт-пространства, отели), экономическую устойчивость через создание доходных моделей, сохранение идентичности при интеграции в городскую среду. В России «ревитализация» поддерживается госпрограммами (нацпроект «Культура», инициативы Дом.РФ). Успешными примерами являются: «Красный Октябрь» в Москве, «Новая Голландия» в Петербурге.
Методологическое и нормативное обоснование модели «ревитализации» основано на документах: Указ Президента РФ №809 от 09.11.2022 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, Федеральный закон №330-ФЗ», Программы институтов развития (таких как Дом.РФ).
Дополнительным механизмом для сохранения ОКН является создание управленческих моделей на основе получения статуса креативного кластера. Этот процесс включает этапы:
— диагностика и комплексный аудит (организационно-правовой анализ, формы управления, налоговые режимы, финансово-экономическую оценку, источники доходов, структура затрат, ресурсное картирование культурных, природных и инфраструктурных активов.
— подготовка, регистрация и организация кластерной модели.
Получение статуса креативного кластера обеспечит для ОКН финансовые преимущества (субсидии до 50% затрат), налоговые льготы (пониженные ставки на имущество) и доступ к партнерским программам. Возможно также использование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), что позволит на благоприятных условиях привлекать частные инвестиции и компетенции («Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации», Минэкономразвития, февраль 2020г).
Кластерный подход к «ревитализации» исторических объектов, внедрение модели креативного кластера для ОКН предполагает разработку событийных программ, создание образовательных платформ. Одна из таких бизнес-моделей разрабатывается в настоящее время Научно-технологическим Консорциумом «ИнфАктор» совместно с экспертами медиахолдинга «ТЕХНОСУВЕРЕН» для объекта культурного наследия «Усадьба Марьино» (Тосненский р-н Ленинградской обл.). Ключевыми задачами разрабатываемого проекта является создание устойчивой организационно-экономической модели креативного кластера на территории «Усадьбы Марьино», соответствующей требованиям Министерства культуры РФ, организация информационного пространства территории усадьбы, интегрированного с Национальными Проектами РФ и направленного на комплексное развитие человека и всей территории субъекта. Проект прошел начальный этап аналитической работы в формате стратегической сессий с участием стейкхолдеров, но уже сегодня понятно, что к нему проявляют интерес представители российских и международных деловых кругов, органов власти, экспертного и творческого сообществ. Следующий шаг — обсуждение механизмов государственно-частного партнерства в сфере креативных индустрий для, формирование партнерских связей и выработка дорожной карты интеграции «Усадьбы Марьино» в экосистему креативной экономики России и международных рынков.
Дальнейшие исследования внедрения «ревитализации»» и кластерного подхода могут быть направлены на оценку экономического мультипликатора объектов ОКН, совершенствование механизмов налогового стимулирования, развитие системы профессиональной подготовки кадров и создание цифровых платформ для управления кластерами.
Автор: Ирина Глушкова, член экспертного совета медиахолдинга «Техносуверен», председатель Комитета по финансовой грамотности МГО «ОПОРА РОССИИ», предприниматель, управляющий партнер Группы «Стратегический диалог»