Премьерный показ фильма «Пять сыновей Марии» прошел в Московском доме кино. Картину представила съемочная группа, сделав акцент на том, что фильм успешно попадает в перекрестье двух ключевых смысловых линий – Года семьи и грядущего 80-летнего юбилея Великой Победы.
Сюжет укладывается в две строки: «В отдаленной деревушке Маслянино все мужчины ушли на фронт, затем в деревню вереницей потекли похоронки, и лишь Мария, которая растила пятерых сыновей без отца, получает от них письма. Значит, живы. «Не иначе, ведьма» — злятся окружающие». Дожидается своих сыновей после Победы Мария уже живя в одиночестве в тайге».
Автор сценария Андрей Ладога, режиссер Павел Игнатов. В главной роли Ольга Ломоносова, в ролях Владислав Ветров, Артем Афонасов, Станислав Демушин, Марк Кондратьев, Никита Оносов, Валентин Садики, Кристина Борейко, Ксения Худоба, Вера Сергачева, Дарья Белодед.
Интересен подход авторов, что в фильме о войне мы не видим практически ни одного боя, нет обилия крови и жестокости. Скорее – в нем много боли. Все действие локализовано в Маслянино и в тайге, куда Мария отправляется на заимку подальше от ненависти деревенских баб, сжигая своими руками дом.
Сама Мария холодна, сдержанна и нелюдима – но за этой внешней рамкой кроется невыносимая боль, своего рода послушание, которое сама она себе назначила, лишь бы дети вернулись. При этом временами кажется, что Ломоносова тяготится этой ролью в фильме, где сюжета практически нет, он такой же рваный, как редкие проявления чувств ее героини. Вряд ли это было задумкой авторов.
Помня о том, что фильмы социального содержания страна финансирует как вовлекающие молодежь в наш культурный и исторический контекст, здесь явно молодежь будет вовлечь сложно – не на что нанизывать и без того короткое внимание. При этом порой ярко оживляет сюжет герой Владислава Ветрова, реже проявляются молодые актеры, играющие сыновей Марии. Хотелось бы и более глубокой проработки психологического контекста – например, в сцене, когда матери и жены провожают полуторку с мужчинами на фронт, одновременно рыдая об их судьбе и своими же руками выталкивая машину из колдобин деревенской дороги.
Тема – актуальна. Сюжет – мог бы быть чуть глубже. Актеры – прекрасны. А фильм вышел средний.