Ученые Московского авиационного института (МАИ) и Института физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН разработали новую технологию для улучшения водоотталкивающих свойств обшивки самолетов. Этот метод заключается в создании микрорельефа на поверхности, который предотвращает закрепление капель воды на обшивке. Внедрение этой инновации позволит повысить надежность конструкции воздушного судна.
Инженер кафедры «Проектирование и сертификация авиационной техники» МАИ Илья Жигулин подчеркнул, что новая технология будет полезна в областях, где традиционные методы защиты ограничены или неэффективны. Например, она может быть использована для повышения надежности критически важных элементов системы управления, таких как элероны и закрылки. Защитные покрытия также будут востребованы для предотвращения обледенения датчиков на корпусе воздушного судна, что критически важно для предотвращения аварийных ситуаций.
Научный сотрудник Лаборатории поверхностных сил ИФХЭ РАН Кирилл Емельяненко объяснил, что созданный микрорельеф формируется с помощью наносекундной лазерной обработки алюминия, а затем наносится слой органических молекул, препятствующих контакту воды с металлом. Этот метод позволяет создать поверхность с шероховатостями, рельеф которых изменяется на микро-, субмикро- и наноуровнях, что обеспечивает большую площадь поверхности с малыми точками опоры. При контакте с такой поверхностью капля воды принимает шарообразную форму и легко соскальзывает.