В правительстве России ведется разработка закона «О платформенной экономике», курируемая вице-премьером Дмитрием Григоренко. Основная задача законопроекта — защита прав потребителей и создание условий для устойчивого развития цифровых платформ, которые играют всё более заметную роль в экономике страны, рассказывает «Российская газета».
Цифровые платформы демонстрируют устойчивый рост. По оценкам АКИТ, рынок интернет-торговли в России в 2024 году достиг примерно 9 триллионов рублей, что на 41,1% превышает показатели 2023 года. В этой сфере задействованы около 387 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, а также около 3,7 миллиона человек, регулярно предоставляющих услуги через цифровые платформы, согласно данным НИУ ВШЭ и Росстата.
Для малого и среднего бизнеса цифровые платформы стали эффективным каналом расширения сбыта. Они предоставляют возможность быстро и просто «выйти на полку» и получить доступ к широкой аудитории. Это особенно важно для жителей отдаленных регионов, которые получают более широкий выбор товаров, что является значимым социальным аспектом.
Максим Орешкин, заместитель руководителя администрации Президента, отметил, что маркетплейсы и их влияние на экономику страны — одна из ключевых структурных реформ последних лет. При этом он подчеркнул, что дальнейшее развитие этого сектора должно проходить в режиме диалога с отраслевыми ассоциациями и без чрезмерного регулирования. «Маркетплейсам нужно давать расти, их не нужно зарегулировать. Такое движение мне кажется оптимальным на ближайшие годы», — заявил Орешкин.
Законопроект включает важные определения и термины, которые ранее не были закреплены в российском законодательстве. В частности, вводятся понятия «цифровая платформа», «посредническая цифровая платформа», «заказ», «карточка товара» и другие, что позволит унифицировать подходы и регулирование в отрасли.
В отрасли позитивно оценивают попытки правительства найти общий язык с рынком и учесть интересы всех участников. В Ассоциации цифровых платформ отмечают, что уже проведена большая подготовительная работа. Они подчеркивают необходимость сбалансированного регулирования, которое позволит сохранить бизнес-модель платформ как информационных посредников, обеспечит равные условия конкуренции и ограничит злоупотребления, но при этом не создаст излишней регуляторной нагрузки, способной замедлить развитие сектора.
Татьяна Ким, основатель Wildberries и глава Российского венчурного бизнеса, подчеркнула значимость цифровых платформ для экономики. По ее словам, платформы предоставляют бизнесу и потребителям новые возможности, позволяя даже небольшим брендам из удаленных регионов получить доступ к многомиллионной аудитории и выходить на международные рынки. «За платформами будущее, поэтому так важна синергия всех участников и процессов», — отметила Ким.
Проект федерального закона вводит новые правила для цифровых платформ и платформенной занятости, которые затрагивают ответственность операторов и партнеров, а также требования к размещению карточек товаров.
Документ устанавливает единые принципы регулирования платформенной экономики, которые станут основой для отраслевого законодательства. Законопроект вводит общие требования ко всем цифровым платформам, включая недискриминационный доступ пользователей, обязательство предоставлять правила пользования и соблюдать законодательство по размещению информации. Основное внимание уделяется посредническим платформам, где проходят сделки с оплатой.
Особое место в проекте занимает регулирование статуса «партнера-исполнителя» — физического лица, оказывающего услуги или выполняющего работы в рамках гражданско-правовых отношений с платформой и пользователем-заказчиком. Для признания такого статуса необходимо выполнение ряда условий: заказ должен быть направлен на конкретную работу или услугу, отсутствовать фиксированный график работы, соблюдаться правила трудового распорядка оператора или заказчика, а вознаграждение начисляться за каждый заказ отдельно. Законопроект также предусматривает меры для повышения социальной и пенсионной защиты исполнителей без риска переквалификации отношений в трудовые.
Законопроект вводит важные требования к размещению карточек товаров на платформах, разграничивая ответственность оператора и партнера. Платформы обяжут модерать размещение карточек: проверять данные партнеров через государственные реестры, не допускать карточки без информации об исполнении требований по маркировке, сертификации и государственной регистрации. Дополнительно будет проверяться наличие государственной регистрации для биологически активных добавок, пестицидов, агрохимикатов, лекарств и медицинских изделий. Также устанавливается прямой запрет продавцам размещать незаконные предложения товаров, что закрепляется через изменения в закон о торговле.
В ходе обсуждения проекта было рассмотрено около 200 предложений, из которых учтено более 50, отмечают в аппарате Григоренко. Такой подход позволил сформировать комплексный и сбалансированный механизм регулирования платформенной экономики и платформенной занятости в России.
Правительство осознает, что индустрия цифровых платформ неоднородна и сложна, что сделало законопроект в некоторой степени рамочным. Однако уже наличие в нем ключевых понятий и попытка учесть интересы всех сторон рассматриваются как положительный шаг на пути к формированию устойчивой и прозрачной платформенной экономики в России.