Согласно Всемирному докладу по мониторингу образования, стандарты цифровых навыков включены в учебные программы более чем в половине стран — 54%. Это означает, что цифровизация образования оказывает значительное влияние на будущее поколение, и одним из ключевых инструментов здесь является виртуальная реальность (VR) — технология, которая позволяет погрузить человека в виртуальный мир с помощью специальной гарнитуры и создать различные сценарии, пишет rg.ru.
Часто VR ассоциируется с видеоиграми, но современные педагоги активно используют эту технологию для создания новых образовательных сред, в которых ученики могут безопасно взаимодействовать и учиться, играя. Профессор Сколтеха Елизавета Тихомирова отмечает, что благодаря симуляции виртуальной среды ученики могут развивать навыки работы в команде и самостоятельно, обращая внимание на рефлекторные реакции, которые возникают в процессе взаимодействия с виртуальным миром.
Директор направления Цифровые креативные индустрии в «Сколково» Алексей Каленчук объясняет, что хотя ученики осознают, что находятся в виртуальной среде, их рефлекторные реакции могут быть обмануты, что позволяет им более эффективно усваивать учебный материал. Эффект запоминания материала при использовании VR увеличивается в четыре раза, что делает эту технологию очень эффективной в образовании.
Виктория Береснева, преподаватель кафедры киберспорта в Университете «Синергия», подчеркивает, что VR можно успешно применять на всех уровнях образования — от дошкольного до высшего. Например, медики могут изучать человеческое тело в 3D и тренироваться в хирургических процедурах, инженеры могут проводить опасные или дорогостоящие эксперименты, не подвергая себя риску. Кроме того, VR создает увлекательные среды, которые могут мотивировать учащихся и делать учебный процесс более интересным.
Однако не все могут в полной мере воспользоваться преимуществами VR: большинство устройств сертифицированы для детей от 13 лет из-за особенностей зрительной системы, а примерно 5% людей могут испытывать дискомфорт при работе с этой технологией из-за нарушений зрения. Также важно помнить, что VR — это всего лишь инструмент, который следует интегрировать в образовательный процесс, а не перестраивать его под новые технологии.