«Росатом» и «Аэрофлот» завершают реконструкцию промышленного комплекса, где будут производить компоненты для различных систем самолетов, а также элементы аварийно-спасательного, кислородного и противопожарного оборудования. Площадку планируют запустить уже в августе. Все отечественные детали будут иметь сертификаты и допуск авиационных властей к использованию на иностранных лайнерах, пишут «Известия».
Начало сотрудничества между «Росатомом» и «Аэрофлотом» было объявлено на VIII Восточном экономическом форуме в сентябре 2023 года. Генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев заявил, что будет создана промышленная база для выпуска авиационных комплектующих для иностранных самолетов. Это стало необходимым после введения санкций на поставки запчастей в Россию.
Разработкой авиадеталей занимается дивизион госкорпорации «Росатом» — АО «Наука и инновации». Проект по импортозамещению воздушных фильтров для систем подачи и рециркуляции воздуха в салонах самолетов Boeing и Airbus уже реализован. Конструкторское решение по заданию «Аэрофлота» разработали специалисты Физико-энергетического института им. А.И. Лейпунского, входящего в научный дивизион «Росатома».
В 2024 году «Росатом» планирует значительно увеличить поставки комплектующих для авиации в рамках программы импортозамещения. В августе завершится реконструкция производственного комплекса, предназначенного для ремонта компонентов бортового оборудования лайнеров «Аэрофлота» иностранного производства.
Параллельно идет сертификация продукции по стандартам Федеральных авиационных правил. В ближайшее время «Росатом» подаст заявку на получение сертификата для изготовления металлических, пластиковых и композитных изделий для авиации.
«Росатом» уже освоил изготовление титановых прутков для авиаотрасли. В дальнейшем планируется расширить ассортимент изделий для иностранных самолетов.
Эксперты отмечают, что сотрудничество между «Росатомом» и «Аэрофлотом» открывает новые перспективы для российской авиационной промышленности. Разработка отечественных деталей для иностранных самолетов позволит укрепить позиции отечественных компаний на мировом рынке авиационной техники.
Эксперты также отмечают, что «Росатому» необходимо пройти аудиты и получить лицензии для поставок запчастей на Airbus и Boeing. Российские авиакомпании не выполняют полеты в США или Евросоюз, поэтому не требуется разрешение западных производителей.
В дальнейшем отечественные компании смогут наращивать производство деталей для иностранных самолетов. Российские авиакомпании могут заменить Airbus и Boeing отечественными самолетами, поэтому разработка деталей для российских лайнеров будет приоритетной.