17 мая, в заключительный день XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ», на сессии «Закупки в сфере здравоохранения» обсудили законодательные изменения в отрасли, сообщает пресс-служба.
В регуляторике закупок здравоохранения происходят частые изменения. Нормативные акты имеют сложную структуру, используется большое количество перечней.
Например, механизм «третий лишний» распространяется на 86 видов медицинских изделий. ПП 617 устанавливает ограничение в виде «второй лишний» на 11 видов медизделий. ПП 616 устанавливает запрет на закупку 10 видов медизделий. Критерием для включения в постановление является возможность для отечественных производителей обеспечить стопроцентное покрытие внутреннего рынка. Само изделие при этом должно быть включено в Реестр российской промышленной продукции.
В отношении лекарственных препаратов действует иная регуляторика. Актуальные постановления №1289, 126-Н. ПП 620 ограничивает объединение в одном лоте контракта медизделий с разной номенклатурной классификацией.
Чтобы понимать выгоду, производителю необходимо хорошо ориентироваться в обширной базе документов и правил, перечней и списков.
Стало известно, что Минфин планирует упорядочить действующее регулирование и стандартизировать все требования, сведя все в один документ. Это упростит не только ориентирование в нормах по закупкам медизделий и лекарственных препаратов, но и распространит правило «второй лишний» на закупки в здравоохранении. Предполагается, что законопроект — если он будет принят — вступит в силу с 1 октября 2024 года, при этом положения, касающиеся нормы «второй лишний», начнут действовать с 1 января 2025 года.
«Медицинский рынок растет. Он является привлекательным для производителей, поскольку он им примерно понятен, есть гарантированные объемы потребностей государства. Разработчики лекарственных препаратов понимают, на какой объем сбыта они могут претендовать. Точкой отчета для централизации закупочных планов отрасли стал 2014 год, когда было принято постановление правительства, определившее порядок включения лекарственных препаратов в различные перечни», – прокомментировала Елена Максимкина, руководитель Федерального центра планирования и организации лекарственного обеспечения граждан Минздрава России.
Это отчасти объясняет успех внедрения долгосрочной контрактации именно в медицинской отрасли. Есть предположение, что вместе аналогичные процессы стабилизации спроса и повышения качества планирования закупок произойдут и в индустриальном комплексе – после того, как Минпромторг завершит масштабную информационную реформу ГИСП.
Длительное время в медицинской отрасли пытаются донести до регулятора целесообразность барьера в 300 млн рублей на размещение аукционной документации. Если принять за аксиому логику заказчика – в максимально короткие сроки обеспечить конечного пользователя лекарственными препаратами по минимальной цене. Эта норма встречает противодействие со стороны регулятора.
Еще одна проблема – ожидание сроков заключения контракта между объявлением победителя и возможностью заключить контракт (десять дней). Регулятор объясняет это договоренностями в рамках Евразэс. Представители медотрасли просят понизить этот барьер.
Профессиональная предквалификация, также расценивается как барьер производителями лекарственных препаратов. Требования к новому поставщику иметь опыт не менее 20% от цены контракта, если это контракт объявляется на сумму более 20 млн рублей. В результате за бортом остаются достаточно перспективные разработчики.
«Кроме того, как показывает наша практика, абсолютно нет гарантии, что если у организации есть опыт – она выполняет контракты надлежащим образом… Точно так же есть и отставание по срокам, и необходимость добавлять позиции в связи с тем, что исполнитель не может реализовать полный объем», – поясняет Елена Максимкина.