Большинство россиян, активно пользующихся интернетом, включают чтение текстовых новостей в ежедневный информационный ритуал — таковы результаты исследования аналитического центра ВЦИОМ. Согласно опросу, 84% респондентов обращаются к новостям каждый день. Поколение цифры, как и следует из названия, погружено в информационный поток особенно глубоко: 63% просматривают новости несколько раз в сутки, что выше среднего показателя по стране (55%). При этом молодёжь предпочитает частое и кратковременное знакомство с новостями — около 20% читают их один-два раза в день, тогда как среди всей аудитории интернет-пользователей таких примерно треть.
Социальная значимость служит главным стимулом для полного прочтения текстовых новостей — 80% россиян и 70% представителей поколения цифры готовы уделить полное внимание тем новостям, которые считают важными. Интерес молодежи к глубинному изучению материалов заметно ниже, что подтверждает популярную гипотезу о клиповом мышлении зумеров. Так, поверхностный просмотр («по диагонали» или через заголовки) более характерен для цифрового поколения — 26% против 19% у всей аудитории. Кроме того, молодые люди реже переходят по дополнительным ссылкам и расширяют контекст, но в 2,5 раза чаще читают новости, которые им прислали друзья. Около трети и молодых, и взрослых изучают комментарии и обсуждения, что подчёркивает важность социального взаимодействия и сверки мнений.
Россияне предпочитают читать новости в любое удобное время — таких 41%, среди зумеров их ещё больше — 48%. Около трети ориентируются на утренний информационный поток, каждый пятый — на вечерний. Зумеры проявляют дополнительную активность после обеда, что связано с их повседневным расписанием.
Несмотря на большую частоту потребления новостей, молодёжь тратит на это меньше времени — не более получаса в день, тогда как у других россиян значительная часть посвящает новостям от получаса до двух часов. В целом типичный активный интернет-пользователь читает новости 20–60 минут в течение дня, чаще утром и вечером. При этом при отсутствии важности новости чаще ограничиваются беглым просмотром, а значимые тексты читаются глубоко, с возможностью переходов и участием в обсуждениях.
Привычка осознанно фильтровать новости пока не получила массового распространения: около половины россиян делают это от случая к случаю, а регулярный цифровой самоконтроль заявляют около четверти. Основные причины фильтрации — экономия времени и снижение стресса, а также желание защититься от фейков и манипуляций. Для поколения цифры цифровая гигиена часто связана с управлением вниманием и повышением продуктивности.
Поколение цифры активно живёт в информационном потоке: 63% из них просматривают новости несколько раз в день, что превышает показатель по остальным россиянам (55%). Анализ медиапривычек этого поколения помогает понять трансформацию цифровой культуры, особенно в отношении самого популярного контента — новостей.
Среди россиян, активно пользующихся интернетом, около трети читают текстовые новости один-два раза в день, тогда как в поколении цифры таких всего пятая часть. Это говорит о предпочтении более частого, «микродозированного» формата потребления информации. Главным стимулом для полного прочтения текстовых новостей служит их социальная значимость: 80% россиян и 70% представителей поколения цифры готовы полностью читать важные новости. Однако интерес молодежи к глубокому прочтению на 10 процентных пунктов ниже, что подтверждает распространённое мнение о клиповом мышлении зумеров.
Поверхностное потребление информации — просмотр заголовков и сканирование текста «по диагонали» — более популярно среди поколения цифры (26% против 19% среди россиян в целом). Кроме того, они реже переходят по ссылкам для изучения дополнительных материалов (10% против 15%). Зато молодёжь в 2,5 раза чаще читает новости, присланные друзьями (10% против 4%). Около трети в обеих группах изучают комментарии и обсуждения, что указывает на важность социокультурного контекста и стремление сверить своё мнение с общественным.
Большинство россиян читают новости без привязки ко времени — в любой момент суток (41%), а среди зумеров таких ещё больше (48%). Примерно треть предпочитает читать новости утром, каждый пятый — вечером перед сном. Зумеры дополнительно проявляют новостную активность в послеобеденные часы (25% против 18%), что связано с их режимом дня, например, возвращением после учёбы. Эти данные отражают гибкость потребления новостей и стремление интегрировать их в распорядок без жёсткой привязки ко времени.
Хотя поколение цифры читает новости чаще, они уделяют этому меньше времени — предпочитая короткие погружения. В целом молодёжь тратит на новости не более получаса в день (71% против 57% среди всех россиян). В то время как среди россиян четверо из десяти посвящают новостям от получаса до двух часов и более (40% против 26% у зумеров).
Обобщая, среднестатистический активный интернет-пользователь в России читает новости в течение дня от 20 до 60 минут, преимущественно утром и вечером. Если новость не кажется важной, чтение ограничивается анонсом или быстрым просмотром, а если важной — глубоким прочтением с возможным переходом по ссылкам и участием в комментариях. Осознанная фильтрация новостей пока не стала массовой: около половины респондентов частично и несистемно её применяют, а регулярный цифровой самоконтроль практикует примерно четверть в обеих группах. Практически столько же опрошенных не ограничивают себя в потреблении новостей вовсе.
Половина россиян придерживается цифровой новостной гигиены прежде всего ради экономии времени и снижения стресса и тревожности. Около 40% людей стремятся защититься от фейков и манипуляций. Поколение цифровых пользователей, или зумеры, чаще мотивированы фильтрацией новостей из-за информационного шума, усталости, а также желания сохранить концентрацию и повысить продуктивность. Для них цифровая гигиена — это не столько отдых от новостей, сколько инструмент управления вниманием и эффективной работы.
В ходе исследования также выяснилось явление «фантомных новостей» — когда возникает ощущение, что новость была, но потом исчезла. С таким эффектом сталкивались 65% россиян: 23% встречают это явление довольно часто, а 42% — один-два раза. Для эксперимента были созданы искусственные новости, основанные на самых популярных материалах Рунета, чтобы понять, насколько люди воспринимают информацию и как проявляется феномен фантомных новостей.






















