Александр Воротников, координатор Экспертного совета ПОРА (Проектный офис развития Арктики) и доцент ИОН РАНХиГС, поделился своими мыслями о развитии промышленного туризма на предприятиях российского Севера. В своем анализе он отмечает важность этого направления для экономического роста и привлечения молодых специалистов в уникальные сферы производства.
В России растет поток туристов. Это связано как с геополитическими условиями, так и с ростом интереса к уникальной природе и экстремальным условиям Арктики. Соответственно, растет интерес и к предприятиям, заводам, производствам, расположенным на Севере. Тем более многие из них являются уникальными, составляющими мощь и базис нашей промышленности. Это такие предприятия, как Норникель, судоверфи Северодвинска и Архангельска и т.д. Данное явление вполне соответствует мировым трендам. Так, например, размер рынка промышленного туризма достиг 1 663,6 млн долларов США в 2023 году. К 2033 году он превысит 18 739,3 млн долларов США. А с 2023 по 2033 год его среднегодовой темп роста составит 27,4%. Россия пока не может похвастаться такими данными. У нас промышленный туризм развивается всего несколько лет. В 2024 году в России наблюдается рост промышленного туризма. По прогнозам, российские заводы, фабрики и офисы компаний посетят около 2 млн туристов — это в полтора раза больше, чем в прошлом году.
Согласно действующей Стратегии развития туризма в РФ на период до 2035 года, промышленный туризм — это посещения и мероприятия на объектах, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему. Этот вид туризма становится важным элементом социально-экономического развития территорий, а также эффективным способом решения бизнес-задач для предприятий различных отраслей. Он является составляющим элементом профориентационной работы и способом привлечения ценных специалистов.
По мнению экспертов, аудиторию промтуризма можно поделить на четыре группы: школьники и студенты (интерес которых — профориентация), бизнес-группы (обмен опытом), туристы (их привлекает, например, пищевая промышленность) и иностранные туристы (для предприятий это шаг в развитии экспорта продукции и услуг). Естественно, для финансового потока все эти целевые группы важны. Однако с точки зрения развития России, и в частности северных территорий, важна группа, связанная с профориентацией. Знакомство с современными предприятиями позволит ребятам выбрать новую профессию и затем работать на новых производствах. Соответствующие задачи будут решаться в рамках национального проекта «Кадры» для обеспечения экономики квалифицированными сотрудниками.
На сегодняшний день, по данным ведомств, потребность в высококвалифицированных кадрах в РФ составляет порядка 1,5 млн человек. Кадровый дефицит в основном испытывают строительство, транспорт и ЖКХ. Кроме того, самореализации юных посвящен также и национальный проект «Молодежь и дети», который охватит около трети всех жителей страны. Он предусматривает строительство и ремонт школ, обновление педагогических университетов, формирование образовательно-производственных центров и кластеров профессиональной подготовки, инженерных школ, развитие сети кампусов мирового уровня.
И тут важно, что благодаря промышленному туризму у школьников появятся предпочтения. Интерес к определенным сферам экономики и производствам, где молодые люди будут трудиться, будет расти. Знакомство с предприятиями стимулирует интерес к их развитию и потребность изменить, сделать лучше, комфортнее и эффективнее. Такой результат, полученный от промышленного туризма, послужит для того, чтобы сделать нашу экономику более мощной и современной, а также технологически суверенной.