Основатель юридического бюро Sagrada Legal, председатель Комиссии по ЦФА Совета ТПП РФ, эксперт в области цифровых прав и финансовых сделок Олег Ушаков прокомментировал на своей странице в ВК представленный Банком России проект основных направлений развития финансового рынка РФ (ОНРФР) до 2027 года. При его подготовке были учтены предварительно поступившие предложения участников рынка — финансовых организаций и их объединений, представителей реального сектора. Проект нового трехлетнего документа опубликован для общественного обсуждения и сохраняет преемственность с основными направлениями развития финансового рынка на период 2024–2026 годов, отметили в регуляторе. Проект документа направлен президенту и правительству, также планируется его обсуждение на парламентских слушаниях в Государственной Думе.
Вот что выделил автор:
1. ОНРФР выделяет пять ключевых направлений развития финансового рынка:
— создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора;
— защита прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой доступности для граждан и бизнеса;
— цифровизация финансового рынка и развитие платежной инфраструктуры;
— развитие системы внешнеторговых платежей и расчетов;
— обеспечение финансовой стабильности.
2. Делается особый акцент на развитии рынков капитала (в первую очередь долевого финансирования, которое является наиболее долгосрочным).
Более того, приводится интереснейшая врезка, в которой говорится, что стимулирование кредитования разгоняет инфляцию и что нужно, как минимум, выравнивать меры поддержки с инструментами рынков капитала (там ведь уже выпущенные деньги/сбережения трансформируются в инвестиции, а кредит означает, по сути, эмиссию новых денег).
3. ЦБ отмечает, что необходимо внедрять инструменты поддержки и повышения инвестиционного качества ценных бумаг для компаний, задействованных в трансформации российской экономики и осуществляющих деятельность в перспективных и приоритетных отраслях, в том числе в сфере высокотехнологичного производства, импортозамещения, несырьевого экспорта, участвующих в создании необходимой инфраструктуры.
Такими инструментами в том числе могут стать:
‒ предоставление гарантий со стороны государства и институтов развития;
‒ программы поддержки по выходу на рынок акций и облигаций для компаний, осуществляющих деятельность в перспективных отраслях и проектах, в первую очередь подпадающих под таксономию проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики;
‒ налоговые льготы и субсидии для эмитентов.
Кроме того, применение различного рода мер поддержки в том числе может рассматриваться для инструментов венчурного финансирования, фондов рre-IPO, размещения ценных бумаг на инвестиционных платформах, а также для ЦФА, выпускаемых в информационных системах.
4. Уже к настоящему времени смягчены требования по участию НПФ в первичных размещениях акций на организованных торгах. При этом Банк России дополнительно рассмотрит вопрос о расширении инвестиционных
возможностей НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре их инвестиционных портфелей (кроме концентрационных лимитов и единого лимита на активы с дополнительным уровнем риска, который может быть расширен).
5. Будут введены непубличные (частные) рейтинги.
6. Банк России также сконцентрирует усилия на вопросах развития товарных торговых систем, что будет способствовать развитию внутреннего ценообразования, товарных индикаторов и т.д.
7. ЦБ выдвигает гипотезу о потенциальном усилении роли партнерского финансирования. Речь идет, по сути, об исламском банкинге.
8. Будет совершенствоваться регулирование цифровых прав. Задача номер один – улучшение порядка налогообложения операций с УЦП. Также будет развиваться инфраструктуры для обращения цифровых прав, упрощаться доступ граждан на этот рынок. Кроме того, планируется гармонизация подходов по выпуску и обращению различных видов цифровых прав и подходов по допуску неквалифицированных инвесторов.