Российские грузоперевозчики сталкиваются с серьезными трудностями в работе системы «Платон» и автоматических пунктов весогабаритного контроля, что обсуждалось на круглом столе в нижней палате парламента. Первый заместитель председателя экономического совета ЛДПР, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов подчеркнул, что данные проблемы затрагивают ключевые механизмы контроля оплаты проезда грузовиков массой свыше 12 тонн.
Одним из наиболее острых вопросов стала резкая активизация штрафов за неоплату проезда в системе «Платон». По информации исполнительного директора Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики Ольги Федоткиной, значительную роль в этом играет воздействие систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на пункты контроля и бортовые устройства грузовых автомобилей. Она отметила, что доля штрафов, вызванных работой средств РЭБ, выросла с 4% до 10–12%. Подобное вмешательство искажает данные системы, из-за чего она фиксирует либо неработающее устройство, либо неправильное местоположение автомобиля. При этом водитель не всегда осознаёт сбой, так как на панели приборов индикация остаётся нормальной, однако штрафы приходят владельцам грузовиков.
Кроме того, Ольга Федоткина привела пример из практики: для проезда к заводам, расположенным вблизи зон проведения специальной военной операции, колонны грузовиков сопровождаются автомобилями с включёнными системами РЭБ для защиты от дронов. Такие меры, по её словам, вызывают серьёзные нарушения в работе системы «Платон».
Похожие ситуации возникают у добросовестных перевозчиков, которые случайно оказываются рядом с фурами, оборудованными специальными «глушилками» — устройствами, блокирующими работу бортовых приборов не только у нарушителей, но и у соседних машин. Как объяснила Федоткина, система «Платон» не способна дифференцировать, у какого именно автомобиля устройство было заблокировано намеренно, а чей сбой произошёл по случайности.
Эту проблему подтвердил председатель Центрального совета межрегионального профессионального союза водителей-профессионалов Александр Котов. Он подчеркнул, что неспособность системы различать подобные ситуации создает дополнительные сложности для добросовестных перевозчиков и усложняет работу транспортного сектора в целом.
Таким образом, в российской системе взимания платы за проезд грузовиков и контроля их параметров наблюдается рост проблем, вызванных техническим воздействием и злоупотреблениями, что требует внимания со стороны законодателей и операторов системы.