Минпромторг рассматривает возможность включения зарядных хабов в новую программу субсидирования электрозарядных станций, сообщили источники “Ъ”, знакомые с обсуждениями. Под зарядными хабами понимаются площадки, оснащённые несколькими силовыми модулями, способные обслуживать одновременно несколько электромобилей. Несмотря на заинтересованность операторов зарядных станций в развитии таких комплексов, эксперты отмечают, что эффективность их эксплуатации может ограничиваться медленным ростом числа электромобилей в России. По мнению аналитиков, оптимальным подходом станет поэтапное внедрение зарядных хабов в местах с высокой проходимостью.
Собеседник “Ъ” рассказал, что новая программа субсидирования охватит локации с несколькими зарядными станциями, каждая из которых будет иметь право на получение поддержки. Кроме того, ВЭБ.РФ разрабатывает отдельный механизм поддержки для хабов, оборудованных одним или несколькими мощными силовыми модулями. Предыдущая программа, действовавшая в 2022–2024 годах, предусматривала максимальную субсидию в размере 60% от стоимости станции, а также 60% затрат на технологическое присоединение, однако ограничения по суммам составляли не более 1,86 млн рублей и 0,9 млн рублей соответственно.
В Министерстве промышленности и торговли подтвердили “Ъ”, что обсуждается возможность поддержки создания зарядных хабов как единого комплекса с вынесенными силовыми модулями. Однако в базовом варианте программы развития инфраструктуры для электрозарядок пока предусматривается поддержка лишь отдельно стоящих станций. В свою очередь, представители ВЭБ.РФ также подтвердили наличие проектов, направленных на развитие зарядной инфраструктуры.
Армен Сафарян, председатель Ассоциации производителей и операторов электрозарядных станций (АПОЭ), объясняет, что под зарядным хабом понимается площадка, где одновременно можно зарядить значительно большее количество электромобилей по сравнению с одной отдельно стоящей станцией. Такой подход позволяет более эффективно использовать имеющиеся мощности и расширять сеть электрозарядок в наиболее востребованных локациях.
Эксперты отмечают, что постепенное развитие зарядных хабов в местах с интенсивным автомобильным трафиком может стать ключевым элементом стратегии по стимулированию перехода на электромобили и созданию удобной инфраструктуры для их обслуживания. Тем не менее, реализация этой задачи напрямую связана с динамикой роста парка электромобилей в стране, которая пока остаётся относительно низкой, что влияет на экономическую привлекательность инвестиций в крупные зарядные комплексы.
В целом, включение зарядных хабов в программу субсидирования представляет собой шаг к модернизации и масштабированию электрозарядной инфраструктуры в России, направленный на повышение её доступности и эффективности. Однако успешное внедрение таких проектов потребует учёта региональных особенностей и сбалансированного подхода к размещению зарядных комплексов.