На платформе ИАА «ПортНьюс» вышло интервью с Николаем Назаренко, заместителем генерального директора Северо-Западного рыбопромышленного консорциума (СЗРК), в котором он делится актуальными проблемами российского судостроения и рыбопромысловой отрасли. Эксперт затрагивает ключевые аспекты, касающиеся обновления флота, управления и финансовых трудностей, с которыми сталкиваются компании в условиях растущих затрат и задержек.
По словам Назаренко, вопрос обновления флота крайне важен для эффективности бизнеса: «Старые суда — технически несовершенные и морально устаревшие. Кроме того, компания несет огромные затраты на их ежегодное поддержание, ремонт, освидетельствование». СЗРК, вступивший в программу «квоты под киль» и крабовые аукционы с 2015 года, планировал к 2024–2025 годам практически полностью обновить свой флот. Однако, как отмечает Назаренко, эти планы оказались нереалистичными: «На момент вступления в программу всем казалось, что все понятно. Постановлением правительства были отведены сроки — 5 лет для траулеров и 5 лет для краболовных судов. Но для нас и для многих других коллег из рыбацкой отрасли это так и осталось нерешенной задачей».
Задержки в строительстве новых судов, проблемы с финансированием и нехватка квалифицированных кадров ставят под угрозу выполнение этих планов. Назаренко подчеркивает, что «проблема менеджмента является ключевой. К сожалению, на российских верфях имеет место излишне высокая заорганизованность при низкой организации труда и его эффективности». Он также указывает на то, что «на заводах живет обособленная жизнь», и добавляет: «Производство выбирает работы, которые более привлекательные, но работают совершенно не так, как должны».
К сожалению, задержки со строительством судов негативно сказываются на долговой нагрузке компаний. Назаренко отмечает: «Если бы не было проблем со сроками строительства, мы бы своевременно получили квоту, и суда начали бы промысел, что позволило бы компенсировать плановые затраты на их строительство». По данным ВАРПЭ, кредиторская задолженность рыбной отрасли уже превысила 1,1 миллиарда рублей, а рентабельность упала почти до нуля. «Самый яркий показатель упадка — это отсутствие заявок на крабовые аукционы 2024 года по Северному бассейну», — подчеркивает Назаренко, объясняя провал двух первых попыток проведения аукционов отсутствием претендентов.
Назаренко также считает необходимым возрождение Министерства судостроительной промышленности и Министерства рыбного хозяйства, которые могли бы наладить эффективную работу и защитить интересы рыбаков. «Мое глубокое убеждение — необходимо возрождать эти министерства, используя знания и опыт профессионалов», — резюмирует он.