Продажи продукции аптечного ассортимента на маркетплейсах сохраняют положительную динамику, однако темпы их роста значительно снизились. Такое развитие событий связано с постепенным «взрослением» рынка онлайн-торговли товарами повседневного спроса (FMCG), сообщила генеральный директор компании «Сириус» Валентина Марченкова в ходе конференции «День аналитика».
Специалист отметила, что впервые с 2019 года наблюдается снижение доли контрактов 1P — когда производитель напрямую продаёт товары агрегатору для последующей реализации — по итогам четвёртого квартала 2024 года. «Удивительно, что доля в общей структуре продаж контрактов 1P впервые показала отрицательный рост в IV квартале 2024 года», — подчеркнула она.
Для анализа ситуации использовались данные платформы AggreGor, которая аккумулирует статистику по продажам всех брендов безрецептурных лекарственных средств (ОТС), биологически активных добавок (БАД), косметики (за исключением масс-маркета) и медицинских изделий, реализуемых на маркетплейсах по модели FBO (Fulfillment by Owner). При этом в аналитическом обзоре не учитываются продажи «Яндекс Маркета», функционирующего преимущественно по системе FBS (Fulfillment by Seller).
По итогам первых четырёх месяцев 2025 года суммарный объём рынка нефармацевтической онлайн-розницы по основным категориям составил: лекарственных средств — 2,2 миллиарда рублей, БАД — 19,3 миллиарда, косметики (без учёта масс-маркета) — 86,7 миллиарда, медицинских изделий — 31,8 миллиарда рублей. В сравнении с январём–апрелем 2024 года, прирост в рублях наблюдался по БАД — 71%, косметике — 48%, медизделиям — 40%.
При этом, несмотря на общий рост, продажи ОТС-препаратов увеличились лишь на 10% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Кроме того, наблюдается негативная динамика внутри текущего периода: «из месяца в месяц фиксируется падение продаж на 27,8%», — отметила Валентина Марченкова.
В сегменте аптечной продукции по системе FBO доминирует маркетплейс Ozon, контролирующий 96% рынка ОТС-препаратов, в то время как Wildberries удерживает лишь 4%. Лидерство Ozon подтверждается и в категории БАД, где его доля составляет 59%, хотя по сравнению с прошлым годом она снизилась на 5%. Что касается косметики, то здесь явным лидером является Wildberries с долей 65%, в то время как позиции Ozon постепенно ослабевают. По медицинским изделиям 55% рынка занимает Wildberries, но в апреле 2025 года продажи Ozon превзошли показатели конкурента на 9%.
«Несмотря на замедление динамики роста, рынок нефармацевтической онлайн-розницы продолжает демонстрировать рост, — резюмировала Валентина Марченкова. — Категория БАД показала наибольший прирост, тогда как сегмент препаратов ОТС существенно снизил темпы: прирост за первые четыре месяца 2025 года составил 10%, тогда как в аналогичном периоде 2024 года по сравнению с 2023 годом рост достигал 511%.»
Представленные данные указывают на постепенную стабилизацию рынка и изменение структуры спроса, что связано с насыщением сегмента и изменениями в потребительском поведении на фоне развития онлайн-торговли.