Молодая монахиня из Вязьмы, мать Агния (в миру Мария Цепко), ведет активную борьбу за сохранение уникальной традиции лицевого и золотного шитья. В начале 2000-х годов она переехала на Смоленщину и, будучи послушницей Шамординской Казанской Амвросиевской женской пустыни, начала свое обучение в возрасте 13 лет. Техника лицевого и золотного шитья, известная с XI века, позволила ей создавать миниатюрные образы, панагии, складни и медальоны, размеры которых порой не превышают нескольких сантиметров.
В 1997 году Агния вышила Тихвинскую икону Божией Матери, которую подарила Святейшему Патриарху Алексию II. Икона была представлена на выставке в Историческом музее Москвы в 2001 году, и после этого Патриарх благословил 16-летнюю послушницу на возрождение лицевого и золотного шитья в России. Этот вид искусства представляет собой ручную вышивку, использующую шелковые и позолоченные нитки, и на Руси мастерские по шитью традиционно находились при монастырях и дворцах.
К сожалению, несмотря на благословение, мать Агния не нашла поддержки для своего начинания. В Стефано-Махрищском монастыре, где она приняла иноческий постриг, планировалось открыть первую в России школу лицевого и золотного шитья, но вместо этого она была направлена в далекую Вяземскую епархию. Интересный факт: ее миниатюрный образ святого князя Владимира был подарен Президенту России Владимиру Путину, но это не принесло нужной поддержки со стороны епархии.
«На Московской выставке «Русское Чудо» в 2001 году мои миниатюры произвели впечатление, но интерес к возрождению этого искусства не нашел отклика у руководства», — поделилась матерью Агния. В Иоанно-Предтеченском монастыре у нее появились первые ученицы, однако растущая популярность инокини вызвала недовольство, и её выселили из обители.
В 2003 году мать Агния купила недостроенный дом на берегу реки, где открыла мастерскую. С помощью московских арт-директоров и администрации города Вязьмы её миниатюры стали известны. Кроме того, она начала работу над десятифигурной Плащаницей Спасителя для Русского Подворья святителя Николая в Бари, которая была представлена зрителям в декабре 2005 года.
Таким образом, несмотря на трудности и сопротивление, мать Агния продолжает свое богоугодное дело, сохраняя и возрождая уникальное искусство лицевого и золотного шитья для будущих поколений.
Инокиня Агния, окончившая Санкт-Петербургский Институт религиоведения и церковных искусств, продолжает свою миссию по обучению золотошвейному и иконописному делу. В 2016 году она предприняла вторую попытку организовать курсы, а в ноябре 2018 года основала Студию церковных искусств при женской монашеской общине, расположенной в бывшем Аркадиевском монастыре.
Несмотря на начальный успех, отсутствие поддержки со стороны епархии негативно сказалось на деятельности студии. Агния отметила, что переезд Литературного салона, где проходило обучение, привел к закрытию студии. «Обещания поддержки руководства епархии остались только словами», – призналась она. В результате, из 20 женщин, которые начали обучение, осталось всего 7.
В 2024 году инокиня отметила тридцатилетие своей творческой деятельности выставками в Санкт-Петербурге и Брянском Краеведческом музее. Несмотря на освещение в СМИ важности возрождения русского золотошвейного дела, планируемая персональная выставка в Вязьме была отменена по распоряжению епископа Сергия.
Теперь Агния активно ищет единомышленников и меценатов для восстановления Студии церковных искусств и продолжает создавать новые вышитые миниатюры и иконы, многие из которых находятся в частных коллекциях как в России, так и за границей.