В России появится национальный проект «Продолжительная и активная жизнь», — сообщил Президент России Владимир Путин во время обращения к Федеральному собранию. Сегодня превентивное отношения к собственному здоровью создало огромный рынок биодобавок, спортивного питания и инвестиций в данную отрасль. Как развивается мировой и российские рынки? Смогли ли отечественные игроки создать полноценные механизмы импортозамещения? Сколько стоит построить собственный завод для производства БАДов? А главное — что предпочитают потребители? На вопросы редакции ответил Юрий Клюшенков.
Объем мирового рынка
По оценкам мировых аналитических агентств объем мирового рынка биологических активных добавок за 2023 года оценивается в 182,6 миллиардов долларов, рынок спортивного питания в 43 миллиардов долларов, общий объем превышает 225,6 миллиардов долларов.
Последние пять лет зафиксирован активный рост этих двух направлений более 47 %: 2018 год — 123, 80 млрд, 2019 год – 143,80 млрд, 2020 год – 153,70 млрд, 2021 год – 159,50 млрд, 2022 год – 170,30 млрд. долларов и в 2023 достиг более 182 миллиардов долларов.
Регионально рынки также росту по-разному. Одним из самых перспективных направлений на 2023-2024 годы выделяется Азиатско-Тихоокеанский регион, который будет занимать наибольшую долю рынка в размере 35%.
Объемы российского рынка
По оценкам Роскачества с 2021 года наблюдается стремительный рост и российского рынка БАДов — так, если в 2020 году объем рынка составил 52,5 миллиарда рублей, в 2022–100 миллиардов.
В условиях постковидного восстановления населения, постоянных стрессов от штормов на глобальных и локальных рынках, активно встает вопрос о восстановлении и энергоэффектиновсти людей, поэтому в настоящее время биологически активные добавки становятся частью рациона потребителей. Регулярный или сезонный прием добавок позволяет сохранять жизненный тонус и быть меньше подверженным ряду заболеваниям.
В результате, интерес к БАД стремительно растет. По оценке Роспотребнадзора, сейчас биодобавки принимают от 8 до 20% россиян. Доля граждан, регулярно употребляющих БАД, ежегодно увеличивается примерно на 5%.
По данным международной исследовательской компании Euromonitor International за последние два года рынок биодобавок в России увеличился на 13%. В 2023 году вырос на 15%. В структуре аптечного сегмента доля БАД занимает порядка 9,7%.
Одним из первопроходцев рынка БАДов является Юрий Клюшенков, учредитель компании VPLab.
— Мы первыми входили на рынок, нашей главной задачей было создания доверия к данной продукции, как врачей, так и потребителей. Сегодня каждый заходя в Азбуку Вкуса или Аптеку 36.6 увидит полку с VPlab и выберет необходимую ему добавку, однако это было результатом многомесячной и сложной работы нашей команды. Первыми из БАДов в апреле 2016 года вставили на OZON, АШАН и ЮЛМАРТ. Приучили заправки к тому, что водителям интересны БАДы. Изначально на маркетплейсах не было категории БАД, однако большой спрос на нашу продукцию поменял отношения к ней ведущих площадок. Через шесть лет Озон принял решение выпускать свои собственные БАДы.
— Какие тренды на рынке биодобавок и спортивного питания можно наблюдать?
— Один из ключевых трендов последнего года – увеличение количества производителей БАДов с 900 до 1200. Уход западных брендов спровоцировал появление российских игроков. Второй ключевой тренд, это производство БАДов ведущими игроками индустрии потребления и аптечной отрасли, такими как ОЗОН, Азбука Вкуса, ВкуссВилл, Аптека 36.6, также свою линейку планирует запустить сеть Золотое Яблоко, — сообщил эксперт.
Тем не менее стоит отметить и негативный тренд – это снижение качества производимой продукции, использование недобросовестными производителями чужих свидетельств регистрации. Отечественная отрасль находится на начальном пути развития, поэтому правила на ней только формируются, — объяснил Юрий Клюшенков.
— Как развиваться российской отрасли? И сколько стоит построить свое производство БАДов?
— Мы работаем над проектом собственной площадки. По нашим подсчетам необходимые инвестиции в оборудование составляют от 1,5 до 3 млрд. рублей. Москва и другие регионы располагают достаточным количеством готовых площадок, поэтому в инвестициях в инфраструктуру нет необходимости, а банки готовы выдать под данное направление льготные кредиты от 3 до 6 %. Поэтому в ближайшее пятилетие можно прогнозировать рост отечественных производств и реализацию программы импортозамещения, — финализировал эксперт.
— Что и у кого предпочитают покупать потребители?
— В мире все больше людей заботятся о своем здоровье и ищут способы улучшить качество жизни. Исследователи фиксируют, что произошел переход к профилактическому здравоохранению, а значит потребители хотят предотвратить или свести к минимуму риски тех или иных заболеваний.
По мере взросления населения возрастает потребность в добавках, специально предназначенных для здоровья костей и суставов, когнитивных функций и здоровья сердечно-сосудистой системы.
Особую роль в популяризации тренда на биодобавки сыграла пандемия. Так потребление витамина С увеличилось на 40%, использование поливитаминов увеличилось на 82%, а общее потребление БАДов в мире увеличилось на 23%.
Уровень доверие потребителей к производителям можно отследить по популярности и продаваемости брендов. Так за последние за 7 месяцев 2023 года в рамках аптечных сетей среди продаж лидирует Эвалар с долей 8,5% (+12% к предыдущему периоду 2022 года), затем Солгар – 5,3 % (+3%), Бак-сет – 2,8% (+33 %) и VPLab — 3,5 % (+ 15 %).
На маркетплейсах активно продавали свою продукцию компании Солгар с долей 11,1% (+30%), Эвалар – 10,1% (+32%) и Доппельгерц – 2,6% (+12%) и VP Lab 8,1 (+10 %).
Отмечено положительное соотношение между становлением рынка биодобавок и снижением уровня ряда заболеваний, повышение общего тонуса населения.
Утвержденный Президентом В.В. Путиным план выйти на уровень «80 плюс» к 2030 году» реализуем при комплексном подходе и развитии индустрии физического спорта, здорового питания и биодобавок.