Эксперты MariNet (Маринет) НТИ на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2024» назвали главные барьеры в сфере морской робототехники и морских дронов. По их словам, необходимо синхронизировать деятельность организаций, занимающихся разработкой морской робототехники, для обмена опытом, а также увеличить производство отечественных компонентов для морских дронов, пишет ASTV.RU.
Директор Межрегионального научно-образовательного центра «МореАгроБиоТех» Алексей Чуклин подчеркнул, что в первую очередь необходимо согласовать деятельность организаций, работающих в области морской робототехники, поскольку речь идет не только о развитии конкретной компании, но и о решении общенациональной задачи — обеспечении технологического суверенитета в критически важных областях. Он добавил, что большинство российских компаний, занимающихся разработкой робототехнических комплексов, не создают кооперационных цепочек для эффективного развития технологий, что приводит к излишним затратам ресурсов.
Второй проблемой, по мнению Чуклина, является сложность с комплектующими. Несмотря на усилия по увеличению доли отечественных компонентов в аппаратах, часть элементов все еще остается импортной. Необходимо решить эту проблему, чтобы обеспечить полностью отечественное производство морских дронов.
Директор Института радиоэлектроники и интеллектуальных технических систем СевГУ Алексей Кабанов отметил, что одной из причин отсутствия производства отечественных компонентов является спешка при выполнении заказов. Подрядчики часто используют готовые зарубежные решения из-за нехватки времени. Однако технологически сложно разработать широкий спектр компонентов, таких как двигатели, подводные герметичные соединители, электронные компоненты на уровне навигационных модулей .
Существуют отечественные компании-разработчики, но часто им не хватает ресурсов и времени для реализации необходимых решений. Постепенно эта ситуация будет исправляться. Еще одной проблемой, с которой столкнулась отрасль, является развитие бесшовной подводной и межсредней связи. Сейчас существует несколько основных каналов связи под водой — акустическая, оптическая и магнитоиндуктивная. Однако технологический барьер заключается в повышении пропускной способности каналов связи, увеличении числа абонентов и обеспечении безопасности связи.