Заместитель генерального директора ИОТ-университета, руководитель практики управления изменениями Александр Елисеенко рассказал на пленарной сессии о работе ИОТ-консорциума над вопросом ядра инженерного образования: «Цифровое развитие университета – это очень полезный и мощный инструмент, но ровно тогда, когда у университета есть цель, перспективная образовательная модель и намерение из этой модели сделать себе конкурентное преимущество. Цифровизация сама по себе — набор понятных инструментов, но важно, в какой образовательной модели они применяются. Если у университета есть понимание того, как будет развиваться образовательная модель от дидактики до логистики процессов, тогда цифровая инфраструктура обретает цель и смысл. И здесь может помочь GAP-анализ, помогающий спланировать шаги. И тут несколько вопросов: есть ли готовые процессы, компетентные исполнители, насколько готовы цифровые сервисы и за счет каких ресурсов этот разрыв можно решить и за счет какого финансирования. Например, если университет развивает гибкие траектории инженеров, дополняет возможность получения дополнительных квалификаций, сращивает несколько направлений подготовки инженеров, то возникает огромное количество требований к модели расписания и планированию, решений по цифровой поддержке этих задач».
Открыл сессию и.о. ректора ИжГТУ им. Калашникова Александр Губерт: «Раньше образование было как комплексный обед без вариантов, сейчас это уже бизнес-ланч по выбору, но надо еще более детально давать возможности выбора – не только профессиональные компетенции, но и навыки общения, проектной деятельности. И в этой вариативности нам помогут цифровые технологии».
Министр цифрового развития Удмуртской Республики Михаил Фоминов обратил внимание на особенности запросов работодателей: «Запросы компаний четко ведут нас к тому, что в любой специальности должен быть навык владения IT-технологиями, так как мы говорим о цифровой трансформации всех отраслей, в том числе и высшего образования».
25 апреля в рамках ВОК «Цифровизация инженерного образования» прошла дискуссия «Цифровая повестка в образовании: сетевое взаимодействие и индивидуальные траектории», где обсудили роль цифровых технологий в создании образовательных сообществ, вопросы разработки персонализированных учебных планов под индивидуальные потребности студентов, преимущества сетевого взаимодействия, а также методы адаптивного обучения и улучшение процесса оценивания при помощи цифровых технологий.
Руководитель портфеля инвестиционных проектов CUSTIS Александр Гаврилов представил коллегам опыт ИОТ-консорциума в реализации сетевых программ и новом продукте для университетов: «ИОТ-консорциум больше трех лет работает над проектами развития в высшем образовании с акцентом на цифровой трансформации. Кооперация выстроена со многими федеральными, научно-исследовательскими и региональными вузами, главное — активность партнёров и нацеленность на результат. Одним из самых востребованных стал проект по теме сетевого взаимодействия, охвативший понятную идею партнерского объединения, которое позволило бы участникам относительно легко вовлекать в свои программы партнеров, предоставляя доступ к своим ресурсам, а своим студентам обеспечивая возможность работать в лучших лабораториях, с лучшими специалистами и на лучшем оборудовании других участников.
Пилот мы начали в 2022-2023 учебном году, предполагая обмен дисциплинами и многостороннее взаимодействие. Активными участниками первого запуска стали ТюмГУ, УрФУ, НИЯУ МИФИ и Сеченовский университет — очень хорошо дополняющие друг друга по профилю и компетенциям вузы. Программа пилота была синхронизирована во всех четырех университетах, на выбор были представлены по две дисциплины от каждого вуза-партнера в общий элективный блок. В рамках свободного выбора на платформе Modeus студенты всех вузов в одно и то же время смогли сделать выбор, и в первые минуты выборной кампании почти четверть его совершили, что можно считать отличным показателем заинтересованности.
По итогам первого пилотного запуска мы провели рефлексию с участниками, и на следующий учебный год хотели организовать пилот, внутри которого будет уже физический обмен студентами и совместная разработка программ. Но… история долгих совместных согласований не дала стартовать дополнительные форматы взаимодействия.
На состоявшейся не так давно VIII сессии ИОТ-консорциума рассмотрели с коллегами варианты реагирования на возникающие сложности и пути развития сетевого взаимодействия – например, дифференцированное государственное стимулирование с поддержкой академической мобильности, упрощение типовых документов для базовых сценариев сетевого взаимодействия – все это в плоскости работы регулятора, и вряд ли внедрение предложенных в профильную рабочую группу при МОН изменений состоится быстро. Со своей стороны мы можем повлиять на увеличение количества сетевых программ, обмен экспертизой, которой тоже очевидно не хватает. Для чего решили организовать акселератор, который поможет сотрудникам понять принципы организации сетевого взаимодействия, нюансы запусков сетевых программ разных форматов (с большим количеством партнёров, международными/индустриальными партнёрами и т.д.). И конечно, учитывая огромное количество онлайн-ресурсов, использующихся сейчас в высшем образовании, в том числе с внешних для университетов платформ, мы решили помочь улучшить это взаимодействие посредством интеграции на одну платформу по принципу «единого окна», пилотный запуск этого решения мы планируем уже в ближайшем сентябре».
В ходе дискуссии коллеги также осветили опыт организации сетевых программ в Томске, Ижевске и ПИШ МФТИ в Жуковске.