Недавняя экологическая катастрофа в Керченском заливе вызвала широкий общественный резонанс и активизацию действий волонтеров, стремящихся помочь в ликвидации последствий загрязнения. Однако, по мнению эксперта Владислава Жукова – одного из ведущих специалистов в области экологии и охраны окружающей среды, обладающего богатым опытом работы как в научной, так и в практической сферах, действовать спонтанно и без четкой стратегии — значит рисковать усугубить ситуацию. В своей беседе с главредом издания «Техносуверен» Дмитрием Киселевым он подчеркивает важность рационального подхода, основанного на глубоких знаниях процессов, происходящих в экосистеме, и необходимость дождаться благоприятных условий для эффективного сбора загрязняющих веществ.
— Владислав, в свете недавней экокатастрофы в Керченском заливе, как вы оцениваете текущую ситуацию? Какие основные проблемы вы видите?
— Ситуация требует серьезного внимания, и усилия волонтеров, безусловно, важны. Однако важно действовать не спонтанно, а с четким пониманием происходящих процессов. В данный момент сбор мазута может оказаться неэффективным, так как многие загрязнители сложно удалить в условиях, в которых мы находимся.
— Почему именно сейчас не стоит активно собирать мазут?
— Ключевым фактором являются климатические условия. Штормы способствуют смешиванию мазута с песком и гравием, что делает его трудным для удаления. Мазут обладает физико-химическими свойствами, которые позволяют ему действовать как своего рода клей, связываясь с песком и гравием и образуя крупные плотные комья. Если не провести сбор в течение определенного времени, мазут может вытекать обратно и загрязнять новые участки, что усугубит ситуацию.
— Как вы оцениваете токсичность мазута и его влияние на экосистему?
— Токсичность мазута не столь высока, как это может показаться на первый взгляд. Важно понимать, что собрать всех пострадавших птиц невозможно, и реабилитация может быть сложной и ресурсозатратной. Проблема требует взвешенного подхода и анализа.
— Что вы предлагаете в качестве дальнейших действий?
— Я считаю, что лучше дождаться улучшения погодных условий, чтобы повысить эффективность сбора загрязняющих веществ. Природные факторы могут сыграть ключевую роль в минимизации ущерба. Штормовые волны усиливают соприкосновение мазута с песком и гравием, что способствует образованию крупных агрегатов. По мере понижения температуры вязкость таких образований будет снижаться, и они начнут цементироваться, что приведет к аналогии с асфальтом, который по сути не представляет опасности, иначе его не применяли бы в дорожном строительстве. Мазут, благодаря своим физико-химическим свойствам, будет выступать в роли своеобразного клеящего компонента для песка и гравия, формируя плотные, легко собираемые агломерации. Процесс будет активно поддерживаться штормовыми волнами, которые усиливают соприкосновение мазута с песком и гравием. При понижении температуры вязкость образующихся сгустков будет снижаться, и они будут цементироваться, создавая аналогии с асфальтом, из которого в конечном итоге и состоит эта смесь.
— Какой подход вы считаете наиболее разумным для сбора мазута в будущем?
— Наиболее целесообразным будет механический сбор. Когда мазут станет более вязким и плотным, его будет легче удалить как вручную, так и с использованием техники. Также важно учитывать безопасность волонтеров, чтобы избежать нежелательных последствий.
— В целом, как вы видите дальнейшее развитие ситуации?
— В текущей ситуации разумнее всего дождаться стабилизации природных условий, что позволит более эффективно справиться с последствиями экокатастрофы. Как только природные факторы завершат процесс смешивания песка, гравия и мазута, мы сможем более эффективно удалить полученные агрегаты с помощью специальной техники. В будущем, такие материалы могут быть использованы, например, для дорожного строительства. Подход к решению проблемы должен быть системным и осознанным, чтобы минимизировать негативные последствия для экосистемы и местного населения.