На первом дне Московского экономического форума (МЭФ) состоялась пленарная дискуссия, посвящённая актуальной теме культурной и социальной политики, необходимой для процветания нации. Под руководством Роберта Нигматулина, академика РАН и научного руководителя Института океанологии имени П.П. Ширшова, эксперты обсудили ключевые аспекты, которые должны стать основой для формирования эффективной культурной среды.
В круглом столе приняли участие заметные фигуры: режиссер и продюсер Эдуард Бояков, депутат Госдумы Оксана Дмитриева, писатель Александр Проханов и общественный деятель Мария Шукшина. Они совместно рассматривали, какие ценностные ориентиры должны быть заложены в культурную и социальную политику, как эти стратегии могут способствовать воспитанию современного поколения в духе национальных идеалов и поддержанию традиционных ценностей.
Обсуждение также затронуло не всегда успешные существующие программы развития и необходимость их пересмотра для достижения заявленных целей. Эксперты высказали мнение о том, как сохранить и развивать национальную идентичность и культурный код в условиях жесткой глобальной конкуренции.
В рамках второго пленарного заседания Эдуард Бояков сделал акцент на проблемах оценки успеха в искусстве, где нет четких количественных критериев. «Цифр у художников нет», — заметил он, добавив, что не следует слепо следовать только количественным показателям, так как это может привести к снижению качества искусства. «Как только мы начнем ориентироваться исключительно на тиражи, низкосортное искусство начнет диктовать свои законы», — предостерег режиссер.
Бояков также обозначил актуальность термина «культурная политика» и подчеркнул, что отсутствие четкой терминологии ведет к волюнтаризму. «Критерии Министерства культуры, например, определяются близостью художника к власти, его статусом и заслугами», — добавил он. Однако, по словам спикера, после 2022 года наблюдается позитивная динамика в кинематографе, где началось создание патриотического контента.
Время требует переосмысления подходов к культуре и искусству, и необходимо находить новые критерии оценки, основанные на ценностях и духовных идеалах, а не только на материальных показателях.