Россия стремится к глобальному технологическому лидерству в морской отрасли благодаря проекту НТИ «Маринет». Основная задача этого проекта — создание условий для развития инновационных технологий в судостроении, освоения ресурсов мирового океана и внедрения цифровых решений для навигации и связи. Об инновациях на службе арктической экономики пишет Александр Воротников, член экспертного совета медиахолдинга «ТЕХНОСУВЕРЕН», координатор Экспертного совета ЭЦ ПОРА (Проектный офис развития Арктики) и доцент Института общественных наук Президентской Академии РАНХиГС.
Инновационное судостроение включает в себя применение современных технологий для создания новых типов судов и морской техники, что поможет удовлетворить растущие потребности в морском транспорте. В рамках этого направления выделены четыре ключевых направления: разработка новых типов судов и сервисов, создание автономных безэкипажных судов и роботизированного оборудования, внедрение энергоэффективных решений для сокращения выбросов и использование новых технологий в судостроении и ремонте.
Проект «Маринет» также направлен на развитие портовой инфраструктуры, что позволит увеличить экономический потенциал страны и создать новые возможности для освоения арктической зоны. Государственная поддержка способствует созданию спроса на добычу полезных ископаемых, научные исследования и судоходство по Северному морскому пути, который будет конкурировать с южным морским коридором.
Северный морской путь уже стал площадкой для внедрения инновационного судостроения. Запуск ледокольных судов нового поколения обеспечил эффективную логистику и перевозки. На данный момент одобрены несколько проектов, включая создание транспортных платформ и систем для безопасного использования вертолетов и беспилотников на судах.
Развитие НТИ «Маринет» укрепляет позиции России в ключевых сегментах, таких как строительство ледоколов и создание беспилотных систем, открывая новые горизонты для выхода на международные рынки.
Северный морской путь: ключевые аспекты устойчивого развития и технологий
Северный морской путь (СМП) представляет собой важный элемент стратегии устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), который, хотя и не имеет формализованного описания термина «устойчивое развитие», в полной мере соответствует Целям устойчивого развития ООН. К примеру, проект предполагает создание 200 тысяч новых рабочих мест, что соответствует ЦУР ООН № 8, направленной на обеспечение достойной работы и экономического роста. Также он способствует росту продолжительности жизни до среднероссийского уровня, что соответствует ЦУР № 3 «Обеспечение здорового образа жизни».
Ключевой момент заключается в том, что СМП значительно увеличивает вклад арктических регионов в экономику страны и придаёт приоритетное значение охране окружающей среды, что соответствует ЦУР ООН № 9, связанной с созданием устойчивой инфраструктуры и инновациями. Проект, находясь на начальной стадии, использует возможности Национальной технологической инициативы (НТИ) «Маринет», что открывает новые горизонты для развития технологий и улучшения инфраструктуры в арктическом регионе.
В 2022 году было утверждено Распоряжение Правительства Российской Федерации о плане развития СМП до 2035 года, в рамках которого объем государственного финансирования составит около 2 трлн рублей, а вложения частных инвесторов достигнут 15,6 трлн рублей. Прогнозируемый грузопоток к 2035 году составит 238,11 млн тонн, что в 5-6 раз превышает запланированные показатели на 2023 год.
Для достижения лидерства в высокотехнологичном судостроении России необходимо разработать унифицированные требования к проектированию и эксплуатации беспилотных судов, что подразумевает тесное сотрудничество с международными организациями.
Исторически, российское судостроение столкнулось с множеством проблем, но благодаря географическим преимуществам, опыту создания ледоколов и высокому научному потенциалу, страна имеет все шансы восстановить свои позиции на мировом рынке.
Грузооборот по Северному морскому пути может достичь 80 миллионов тонн до 2024 года
Правительство Российской Федерации планирует, что грузооборот по Северному морскому пути (СМП) достигнет 80 миллионов тонн до 2024 года и не менее 150 миллионов тонн к 2030 году. Министерство развития Дальнего Востока и Арктики прогнозирует, что эта важная транспортная артерия будет способствовать развитию России до 2035 года.
Развитие беспилотных судов, которые могут применяться в военной сфере, становится важным направлением. Примеры использования таких судов, как в случае с атакой на Крымский мост в 2023 году, показывают их потенциал для усиления военного потенциала страны. Беспилотные катера имеют ряд преимуществ, включая низкую стоимость по сравнению с крупными военными кораблями и отсутствие зависимости от экипажа, что минимизирует риски человеческих жертв.
Эти катера могут использоваться для защиты интересов России в Арктике и Черном море, обеспечивая сдерживание и защиту от потенциальных угроз. Расширение государственной поддержки портовых комплексов станет стимулом для их активного развития, включая увеличение мощностей для ремонта морских судов. В условиях закрытия европейских портов для российских судов, необходимость ремонта средних малотоннажных судов становится особенно актуальной.
Российские компании могут занять лидирующие позиции в инновационном судостроении, благодаря научно-техническому потенциалу и консолидации усилий в рамках Объединенной судостроительной корпорации. Однако, судостроение сталкивается с рядом проблем, включая устаревшую инфраструктуру, недостаток высококвалифицированных специалистов и зависимость от зарубежных комплектующих. Ключевыми барьерами для развития остаются долгий цикл инвестиционных проектов и высокая стоимость на этапе проектирования.
Качественная реализация проектов НТИ «Маринет» и поддержка со стороны государства являются важными факторами для достижения поставленных целей в развитии Северного морского пути. Государственная поддержка проявляется через финансовые, правовые и образовательные инструменты, однако, для эффективной реализации инициатив необходимо улучшение процесса одобрения проектов и доступности финансирования.
НТИ «Маринет»: Стратегия развития морской отрасли и проекты по Северному морскому пути
Важные инициативы НТИ «Маринет» требуют усовершенствования нормативно-правовой базы, включая разработку стандартов для новых технологий и совершенствование сертификации продукции. Также необходимо стимулировать развитие морской отрасли Российской Федерации как основного источника финансирования инновационных разработок и обеспечить системное продвижение международных решений в области права и стандартов.
Государственная поддержка включает усовершенствование образовательных технологий, направленных на привлечение талантов в области «Маринет». В этом контексте создан Отраслевой центр «Маринет», который координирует усилия участников Рабочей группы по улучшению нормативной базы, международному продвижению и развитию единой исследовательской инфраструктуры.
Фокус «дорожной карты» «Маринет» сосредоточен на строительстве специализированных инновационных судов, в которых Россия уже занимает или может занять лидирующие позиции. Это касается, в частности, скоростных судов и ледоколов высокого ледового класса.
Сейчас реализуются несколько проектов государственно-частного партнерства, направленных на развитие Северного морского пути. Одним из таких проектов является создание железнодорожной линии Бованенко-Сабетта, длиной более 170 километров, связывающей сырьевые регионы с портом Сабетта и открывающей выход на Северный морской путь. Частным партнером в этом проекте выступает Группа строительных компаний «ВИС».
Другим значимым проектом является «Арктик – СПГ 2», который реализует компания «Новатэк» и направлен на производство сжиженного природного газа. Проект предполагает строительство завода мощностью 18,3 млн тонн в год, что превысит объемы, достигнутые на заводе «Ямал СПГ».
В 2023 году правительство России выделило более 70 миллиардов рублей на строительство трех новых судов, которые планируется ввести в эксплуатацию на Северном морском пути к 2030 году. Среди них запланировано строительство двух атомных ледоколов проекта 22220, являющихся самыми мощными в мире. Эти судна должны будут обеспечивать транспортировку углеводородного сырья с российских месторождений на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
НТИ «Маринет» обладает глобальным потенциалом и может значительно усилить политическое влияние России на мировой арене. Это современная информационно-технологическая платформа, открывающая новые горизонты для развития Северного морского пути. Внедрение передовых технологий, таких как искусственный интеллект, анализ данных и беспилотные суда, способствует повышению безопасности, эффективности и экологической устойчивости судоходства в этом важном регионе. Рынки «Маринет» играют ключевую роль в создании устойчивой транспортной системы Арктики и поддерживают экономическое развитие России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.