На днях губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный объявил о досрочном сложении полномочий. В условиях кадровых изменений ключевым вопросом становится преемственность стратегии развития региона, особенно в контексте арктических проектов. О задачах нового руководства, промышленных инициативах и барьерах на пути их реализации рассказывают эксперты.
Владимир Харлов, глава Ассоциации Северного морского пути, отметил, что Северный морской путь (СМП) — это не только маршрут, но и инфраструктура портов, логистика, взаимодействие регионов. Он подчеркнул, что Ненецкий автономный округ с его глубоководными терминалами, такими как перспективная «Индига», играет ключевую роль в западном секторе Арктики. Однако, по словам Харлова, проекты в округе часто «зависают» из-за несогласованности между регионом и федеральным центром. Он призвал нового губернатора срочно активизировать диалог с государственными компаниями, например, с «Росатомфлотом», который управляет ледоколами. Без этого даже перспективные проекты, как завод «Сумрак», останутся локальными и не станут частью арктической логистической сети.
Александр Торцев, руководитель Арктического института науки и технологий (Сколково), также прокомментировал отставку губернатора Бездудного в контексте развития промышленности НАО. Он считает, что любая смена власти — это вызов, но и возможность пересмотреть приоритеты. Юрий Бездудный поддерживал арктические проекты, и Торцев отметил, что завод «Сумрак» в Нарьян-Маре получил одобрение от Бездудного. По его инициативе было заключено соглашение о создании Консорциума для реализации проекта на платформе ПМЭФ-2024. Торцев подчеркнул, что новому руководству предстоит не просто продолжить курс, но и ускорить его. Арктика не терпит промедлений: без дорог, энергомостов и логистических хабов даже самые амбициозные проекты останутся на бумаге.
Олег Вылегжанин, фаундер машиностроительной компании «Транском плюс», отметил, что завод снегоболотоходов «Сумрак» — это не просто производство, а ответ на запрос самой территории. Он подчеркнул, что снегоболотоходы критичны для работы нефтегазовых компаний, спасательных служб и науки. Вылегжанин добавил, что сейчас подобную технику завозят из других регионов, что дорого и ненадёжно. Его завод создаст десятки рабочих мест и станет точкой роста для малого бизнеса. Однако для этого нужна системная поддержка на федеральном и региональном уровнях. Вылегжанин также напомнил, что проект «Сумрак» включён в состав консорциума Ненецкого автономного округа и группы промышленных партнёров, что подтверждает его стратегическую значимость для Арктики. Тем не менее, он указал на парадокс: в НАО до сих пор не созданы меры, которые уже работают в других регионах.
Владимир Харлов поделился своими рекомендациями новому губернатору Ненецкого автономного округа (НАО), акцентировав внимание на важности использования накопленного опыта для развития региона. Он отметил, что в 2000-х и 2010-х годах, когда он работал над проектами в НАО вместе с Артуром Чилингаровым и другими губернаторами, было заложено много основ для инфраструктуры Северного морского пути (СМП).
Харлов подчеркнул, что арктическая природа требует особого подхода, и любые проекты должны быть как экономически целесообразными, так и экологически безопасными. Например, его кластерный подход позволяет эффективно управлять промышленными отходами, что крайне важно в условиях уязвимости арктической экосистемы.
В качестве необходимых шагов для нового руководства он выделил три ключевых момента:
1. Восстановление диалога с федеральным центром для модернизации инфраструктуры.
2. Возвращение научных экспедиций для координации исследований в шельфовой зоне.
3. Применение моделей государственно-частного партнерства (ГЧП), которые уже были успешно опробованы.
Харлов также отметил, что для успешного развития региона важно, чтобы новые проекты, такие как завод «Сумрак», создавали не только рабочие места, но и снижали экологические риски. Он заключил, что Арктика требует не просто деклараций, а практических действий, направленных на эффективное взаимодействие с природой и местным населением.
Эксперты согласны с тем, что НАО нуждается в четкой стратегии, способной трансформировать его уникальные климатические условия в конкурентные преимущества, и от нового руководства ожидают не только продолжения текущего курса, но и смелых инициатив для промышленного развития региона.
В ходе недавнего обсуждения, посвященного заводу «Сумрак» в Нарьян-Маре, эксперты отметили основные препятствия для реализации промышленного суверенитета в Арктике. Александр Торцев подчеркнул, что инфраструктурный вакуум является ключевым блокером для проекта, так как завод требует подключения к энергосетям, создания дорог и решений по водоотведению. В условиях вечной мерзлоты и удаленности, затраты на подготовку площадки составляют до 20% общего бюджета, что не учитывается в стандартных схемах финансирования.
Олег Вылегжанин указал на необходимость консорциума, который не только представляет собой партнёрство, но и подразумевает обязательства сторон. По его словам, отсутствие регионального Фонда развития промышленности в НАО создает дополнительные риски для инвесторов. «Где гарантии?», — задаются они вопросом. Он также отметил бюрократические барьеры, из-за которых согласование документов занимает месяцы.
Владимир Харлов предложил интегрировать проект «Сумрак» в логистику Северного морского пути, указав, что 30% грузов, идущих по СМП, уже представляют собой оборудование для нефтегазовых проектов. Он предложил создать «арктический хаб» в Индиге для сборки и отправки техники, а также включить завод в программу льготного фрахта.
В ответ на вызовы, Олег Вылегжанин представил ряд решений, включая софинансирование инфраструктуры, создание регионального Фонда развития промышленности, специальные налоговые условия для арктических проектов и субсидирование ставок по кредитам. Он подчеркнул важность внедрения «арктического коэффициента» для расчета тарифов на электроэнергию и тепло, что критично для работы завода в экстремальных условиях.
Александр Торцев добавил, что необходима интеграция в Северный морской путь и модернизация портовых мощностей. Он предложил создать промышленный кластер на территории НАО, объединив такие компании, как «Роснефть» и «Лукойл», что позволит достичь синергии и снизить затраты.
Ключевым аспектом обсуждения является связь между проектом «Сумрак», созданием R&D-центра и Арктического института науки и технологий. Эти инициативы направлены на подготовку специалистов в Ненецком автономном округе (НАО) и разработку инновационных технологий, таких как карбоновые рамы для вездеходов и системы искусственного интеллекта для беспилотников. Арктический институт, получивший статус резидента «Сколково», будет активно внедрять новые образовательные практики и технологии в регион.
Кроме того, обсуждаются меры, которые могут быть реализованы в рамках предложений Комиссии ТПП. В частности, планируется субсидирование кредитных ставок и налоговые каникулы, что может быть утверждено уже в этом году. Также предлагается пилотная программа для молодых специалистов, которая поможет удержать кадры в регионе, предоставляя льготные кредиты на жилье и подъемные.
Среди препятствий, мешающих НАО повторить успех Ямала, выделяются отсутствие якорного инвестора, устаревшая инфраструктура и нехватка кадров. Предложение открыть филиал Института Аркттех в Нарьян-Маре может помочь в решении кадровых проблем.
В качестве новых инициатив, разрабатываемых в ТПП, упоминается программа поддержки арктических стартапов и создание акселератора для промышленных предприятий НАО, что должно способствовать локализации производства и оптимизации логистики.
В заключение, участники дискуссии подчеркивают важность координации с федеральным центром и необходимость активной работы нового губернатора по лоббированию интересов округа на федеральном уровне, чтобы успешно реализовать проекты и превратить НАО в технологичный хаб Арктики.