Достройка Северного широтного хода (СХШ) до Норильска открывает новые горизонты для транспортной инфраструктуры и экономики региона. Как отметил Александр Воротников, координатор экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, данный проект не только облегчит вывоз готовой продукции из Норильского промышленного района, но и упростит транспортное сообщение с другими регионами страны.
По его словам, завершение строительства дороги от СШХ до Норильска имеет колоссальное значение. «Перспективно достроить дорогу от СШХ до Норильска. Это облегчит и транспортное сообщение с Норильском, и вывоз готовой продукции в Европейскую Россию, и в Среднюю Азию, то есть в страны СНГ», — подчеркнул Воротников. Более того, он добавил, что это также позволит обеспечить поставки из этих стран на Северный морской путь, а также обеспечит Северный завоз.

Строительство Северного широтного хода представляет собой важный шаг в развитии арктической инфраструктуры. Этот проект не только облегчает доставку грузов на Северный морской путь, но и создает возможности для вывозки продукции из Арктики в европейскую часть России, а также в Сибирь и на Урал. В перспективе может открыться выход на Иран и в Индийский океан, что значительно расширяет горизонты торговых путей.
На Международном арктическом форуме президент России Владимир Путин акцентировал внимание на необходимости создания железнодорожного выхода к Арктике для разгрузки Транссибирской магистрали. «Сибири и Уралу необходимо предоставить железнодорожный выход к Арктике», — отметил он. СШХ должен соединить Северную и Свердловскую железные дороги и стать важным элементом единой Арктической транспортной системы, способствующей освоению природно-ресурсного потенциала арктической зоны РФ. Проект обещает не только разгрузить Свердловскую железную дорогу и Транссибирскую магистраль, но и обеспечить возможность перевозки новых видов грузов.
Напомним, что в августе 2022 года правительство России приняло решение заключить концессионное соглашение с ООО «Северный широтный ход» для строительства железнодорожной линии Обская — Салехард — Надым. По этому соглашению полномочия осуществляются Российскими железными дорогами (РЖД), которые займутся финансированием и реконструкцией ключевых железнодорожных объектов.
Общая протяженность Северного широтного хода составляет 686 километров, а затраты на его создание оцениваются более чем в 230 миллиардов рублей. Для РЖД этот проект станет первым в истории по схеме концессии, открывая новые возможности для модернизации и развития транспортной инфраструктуры.