Александр Воротников, координатор Экспертного совета ПОРА (Проектный офис развития Арктики) и доцент ИОН РАНХиГС, делится своим мнением о возобновлении работы Арктического Совета и важности участия России в этом международном форуме. Он подчеркивает, что без России работа Совета не может быть полноценной и эффективной, и обсуждает ключевые аспекты, касающиеся устойчивого развития и защиты окружающей среды в Арктическом регионе.
Деятельность Арктического совета была фактически заморожена в последние два года. В марте 2022 года западные страны приостановили участие в мероприятиях объединения из-за событий на Украине. Однако работа Арктического Совета без участия России не может быть полноценной и результативной. Поэтому уже во второй половине 2024 года, с подачи норвежского председательства, в формате видеоконференции состоялись заседания всех шести рабочих групп Арктического совета. Темы обсуждений включали устойчивое развитие, климат, защиту окружающей среды, а также предупреждение и реагирование на чрезвычайные ситуации.
В этих встречах приняли участие представители профильных российских ведомств и организаций. Многие актуальные для устойчивого развития Арктики вопросы невозможно решить без участия всех членов Арктического Совета, прежде всего России. Большая часть сухопутной территории Арктики, значительная часть Северного Ледовитого Океана (СЛО) и Северный морской путь (СМП) находятся в зоне российских интересов и влияния. Особенно важными остаются вопросы защиты окружающей среды и реагирования на чрезвычайные ситуации.
Среди возможных проблем — разливы углеводородов при добыче и транспортировке, а также аварийные ситуации с судами (ледяные заторы, поломки и т. д.). Возобновление работы Арктического Совета и его рабочих групп позволит более эффективно решать эти проблемы.
Заявления норвежской стороны о нацеленности на возобновление работы Совета пока сопровождаются лишь перезапуском его рабочих и экспертных групп с российским участием в дистанционном формате. Это важный, но явно недостаточный шаг. Россия предпринимает усилия для активизации работы Арктического Совета, поддерживая взаимодействие с норвежским председательством и Секретариатом организации в Тромсё. Однако важно, чтобы учитывались интересы России, а не только НАТО, поскольку остальные члены АС являются членами НАТО, и их риторика, а часто и действия направлены против нашей страны.
Примером является использование беспилотников 11 сентября прошлого года в Мурманской области. В это время несколько самолетов НАТО вели разведывательную деятельность на границе региона до и после атаки украинских беспилотников. По данным соответствующих организаций, в разведке участвовали самолеты, принадлежащие ВВС Швеции и США. Оба государства являются нашими партнерами по АС.
Возобновление работы Арктического Совета также связано с заявлениями Дональда Трампа и его позицией по Гренландии. Трамп заявил, что может прекратить конфликт на Украине, предложив России сотрудничество в Арктике. Он может предложить снять санкции с Северного морского пути и стимулировать западные инвестиции в СМП в обмен на завершение специальной военной операции. Однако требования Трампа по Гренландии могут вызвать противодействие России, так как ей невыгодно, чтобы Гренландия стала американской. Это имеет как экономический смысл (морепродукты, полезные ископаемые), так и геополитический (НАТО станет ближе к России, и российская Арктика станет доступнее вражеским самолетам и ракетам).
Справочно: Арктический совет, учрежденный в 1996 году, является межправительственным форумом высокого уровня, содействующим сотрудничеству в регионе, особенно в сфере защиты окружающей среды. В него входят Дания (включая Гренландию и Фарерские острова), Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Ротация стран-председателей происходит каждые два года.