16 ноября в корпусе Московского авиационного института на Оршанской улице состоялся отборочный этап Первого московского чемпионата по дрон-рейсингу «Пульс неба». Чемпионат проводится по инициативе Департамента образования и науки города Москвы для популяризации деятельности в области беспилотных авиационных систем. 500 учеников 5-11 классов в составе команд соревновались в пилотировании FPV-дронов на специальной трассе, однако в финал вошли лишь 150.
Стоит отметить, что Московский авиационный институт как участник программы «Приоритет-2030» реализует стратегический проект «Аэромобильность», целью которого является формирование новых рынков с применением беспилотных авиационных систем (БАС). В рамках проекта осуществляется комплексный подход к выполнению полного цикла работ и услуг в области БАС, а также подготовки специалистов.
О том, как университет готовит специалистов в области беспилотных авиационных систем, изданию «ТЕХНОСУВЕРЕН» рассказал руководитель Дирекции «Аэромобильность» Андрей Замковой.
— Андрей Анатольевич, данный чемпионат проходит в рамках какой-то программы обучения?
Я расскажу подробнее. Когда мы говорим про подготовку кадров, мы говорим про ее сквозную систему. Начинаем от школы, примерно от пятого класса и заканчиваем не высшим образованием или аспирантурой, а переподготовкой, подготовкой внешних пилотов для больших аппаратов. То есть не для таких маленьких аппаратов, а для более серьезных, крупных. Это совсем другая область. И они полярные. Заниматься с пятиклассником и заниматься с уже взрослым пилотом гражданской авиации — разные вещи. Это укладывается в нашу сквозную систему.
Школа, университет, бакалавриат, магистратура, дополнительная переподготовка и авиационные учебные центры. Также у нас есть техникум. Это среднее специальное образование по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов.
Я бы хотел добавить, что совместно с Фондом Национальной технологической инициативы (НТИ) мы выяснили, каких профессий больше всего не хватает. Оказалось, что не хватает преподавателей. Поэтому Департамент образования и науки города Москвы очень правильно поручил нам провести это соревнование.
Все началось с того, что мы обучили педагогов столичных школ. После этого они собрали в команды мотивированных и заинтересованных учеников в своих учреждениях и обучили их навыкам пилотирования. Поэтому соревнование, которое проходит сегодня — это некая демонстрация результатов за год.
Помимо соревнований, для школьников была организована образовательная программа: ребята приняли участие в мастер-классах по применению искусственного интеллекта и послушали лекции о перспективах развития транспорта и новых технологиях, применяемых в этой сфере.
— Скажем, что это точка подведения итогов?
Да, это точка подведения итогов. Нужно, чтобы у ребят был стимул заниматься в течение года. Некие соревновательные элементы всегда присутствуют. В финальных состязаниях участникам предстоит показать свои навыки на трассе повышенной сложности. Всего в финале, который состоится на базе МАИ 30 ноября, встретятся 17 команд.
— Существует же программа дополнительного образования «Кадры для БАС»?
Действительно, есть такой федеральный проект «Кадры для БАС». Его администрируют Фонд НТИ, Университет 20.35. В рамках 12 проектов беспилотной авиационной системы МАИ — один из самых активных участников этого федерального проекта. В терминологии НТИ это называется «Провайдер образовательных услуг».
В проекте много программ включения. Программа дополнительной переподготовки или подготовки, связанная с управлением беспилотников, — одна из многих. Еще есть программы, связанные с проектированием беспилотных летательных аппаратов, программы с технологиями изготовления, также БАС-технологии, сертификация БАС.
— В плане сотрудничества с другими образовательными организациями ведется работа?
Я сделаю отсылку к Университету 20.35, Фонду НТИ, потому что они правильно запустили формат проекта «Кадры для БАС». Он реализуется преимущественно в сетевой форме, то есть, когда одна организация вместе с другой ведут образовательную программу. МАИ сегодня реализуют такие программы переподготовки с двадцатью организациями в девяти регионах.
И это значит, что мы учим, например, студентов из Республики Бурятия вместе с университетом СУТУ и авиационным заводом в Улан-Удэ. Это как пример сетевой формы. Часть дисциплин даем мы как ведущий университет в области авиационного технического образования, часть дисциплин на месте дает Улан-Удэнский университет.
Беседовал Дмитрий Киселев