Инициативное бюджетирование (ИБ) стало важным инструментом для вовлечения граждан в процессы управления и расходования бюджетных средств. В последние годы эта практика активно развивается в России, охватывая уже 76 регионов. В 2022 году было внедрено 439 новых практик, что свидетельствует о растущем интересе как со стороны местных властей, так и со стороны самих граждан.
В данной статье мы анализируем работу Алики Калининой, студента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации посвященную особенностям региональных и муниципальных практик инициативного бюджетирования в России. В своем исследовании автор анализирует, как эта практика становится все более популярной и активно внедряется в различных регионах страны. Основное внимание уделяется как положительным аспектам, так и существующим проблемам, которые могут повлиять на эффективность инициативного бюджетирования. Калинина стала единственным победителем Национальной премии в области журналистики ФИНКОР — 2024 по направлению «Финансы» в номинации «Студенческая работа».
Суть инициативного бюджетирования заключается в том, что жители территорий могут предлагать свои проекты и идеи, а затем голосовать за наиболее перспективные из них. Это не только позволяет гражданам влиять на развитие своих сообществ, но и способствует формированию открытого диалога между населением и властью. Как отмечает Алика Калинина, автор работы по данному вопросу, «количество реализованных проектов, объем финансирования и софинансирования инициатив граждан значительно выросли». Этот факт подчеркивает, что граждане видят в инициативном бюджетировании реальную возможность для улучшения жизни на местах.
Однако, несмотря на позитивные тенденции, существует ряд проблем, которые требуют внимания. Одной из основных является недостаточная информированность населения о возможностях участия в инициативном бюджетировании. Это приводит к низкому уровню вовлеченности граждан в процесс и снижает эффективность реализации проектов. Как указывает Алика Калинина, «недостаточное финансирование проектов ИБ в некоторых регионах, отсутствие повышения стоимости проекта, а также неравномерное вовлечение регионов в процессы развития ИБ» остаются актуальными проблемами.
Еще одной важной проблемой является отсутствие единой методологии для участия граждан в инициативах. Разнообразие подходов и алгоритмов, используемых в разных регионах, затрудняет сравнение результатов и ведет к путанице. Это может негативно сказаться на стабильности практики и доверии граждан к ней.
Важным шагом к улучшению ситуации стало внедрение онлайн-платформ для голосования и обсуждений, что позволяет людям легче участвовать в процессе принятия решений. «Местные сообщества стали более заинтересованными», — отмечает Калинина. Цифровизация действительно открывает новые горизонты для взаимодействия граждан с властями и упрощает процесс внесения предложений.
Финансирование проектов остается еще одной сложной темой. Основным источником средств по-прежнему являются региональные бюджеты, которые составляют до 65% от общей стоимости проектов. В то же время муниципальные бюджеты и средства граждан играют меньшую роль. Это создает определенные трудности, так как многие инициативы не могут быть реализованы из-за нехватки финансирования.
Работа Алики Калининой под научным руководством Игоря Балынина подчеркивает необходимость дальнейшего развития инициативного бюджетирования в России. Эффективная реализация данной практики может значительно повысить уровень гражданской активности и улучшить качество жизни на местах. Важно, чтобы власти не только поддерживали инициативы граждан, но и обеспечивали необходимую информацию и ресурсы для их успешного воплощения.
Таким образом, инициативное бюджетирование в России — это не просто тренд, а реальный инструмент, способствующий развитию местного самоуправления и вовлечению граждан в процессы принятия решений. Преодоление существующих проблем и активное внедрение новых практик может сделать этот инструмент еще более эффективным.