«Низкие тарифы на электроэнергию влекут сюда майнеров со всей страны. Наряду с Иркутской областью, Хакасия – вторая столица российского майнинга. Основные объемы — условно-легальный майнинг или так называемый промышленный майнинг. Это — юридические лица, занимающие производственные площади, потребляющие сотни мегаватт электроэнергии по тарифам для промышленных предприятий», — рассказывает Андрей Тенишев в своем ТГ-канале.
Меньшая доля — черный или абсолютно нелегальный майнинг, расположенный в гаражах, домах и квартирах, где частники работают без какой – либо регистрации и постановки на налоговый учет, обманным путем получая электроэнергию по льготным тарифам для населения.
И то, и другое причиняет огромный вред экономике республике. Не платятся налоги, резко растет нагрузка на сетевое хозяйство, под угрозой энергобезопасность региона. Это — миф, что в республике много электроэнергии. Производится ее много — факт. Но, все это для общего рынка, республика же становится энергодефицитным регионом.
Сетевое хозяйство республики в упадке и «Россети» зачастую уже не могут обеспечить надежное электроснабжение даже существующих объектов — примером тому зимние события в Усть-Абаканском районе. Ни о каком развитии и речи не идет. Под угрозой реализация крайне нужных и важных для республики инвестиционных проектов. Например, в Алтайском районе их одиннадцать, в том числе строительство птицефабрики и овощехранилища. А у «Хакасэнерго» проблемы с их подключением — не хватает мощностей. И таких примеров много.
Активная борьба развернулась с черным майнингом — проверки, уголовные дела, иски в суд. Тут «Хакасэнерго» и «АтомЭнергоСбыт» понять можно — именно они тащат копейку из их кармана. Промышленный майнинг никто не трогает, они же платят по промышленным тарифам. Но, с точки зрения макроэкономики — это главная проблема. Именно эти майнеры забирают основные объемы электроэнергии в энергодефицитном регионе, дают большую нагрузку на сети и большой вопрос — как и где они платят налоги.
Вот это и стало предметом обсуждения Экспертного совета по вопросам ЖКХ, энергетики и тарифов при Верховном Совете Хакасии.
Проблема понятна. Что же делать? Для начала точно понять ее масштаб. Надо выявить и учесть всех майнеров Хакасии, как промышленных, так и нелегальных, установить места их дислокации, точный объем потребляемой электроэнергии и тарифы, по которым ее покупают. Провести ревизию налоговых платежей и арендной платы, поступающих в бюджет республик и муниципалитетов от майнинговой деятельности.
Второе, что точно нужно сделать — нелегальный майнинг ликвидировать как класс и деятельность такая уже ведется. Промышленный майнинг упорядочить и объединить в ассоциацию. Отвести для промышленного майнинга в республике пару территорий, где есть еще свободные мощности и создать там майнинговые резервации.
Третье — ужесточать тарифную политику. Госкомтарифу Хакасии в рамках имеющихся полномочий проложить совершенствовать дифференцированные тарифы.
Нужно активно включиться в работу над законопроектом по майнингу, который дорабатывается в настоящее время федеральным правительством и вскоре появится в Госдуме. Этим законопроектом, например, правительству России будет предоставлено право по аналогии с казино определять те зоны или субъекты, где майнинг будет разрешён. Но, и у государственной власти субъектов федерации должно быть право определять места майнинговой деятельности на своих территориях. Необходимо решить вопросы налогообложения майнеров – явно же, что НДС и налог на прибыль – это не их налоги. Для налогообложения майнинговой деятельности необходимы принципиально иные подходы и отдельная глава в Налоговом кодексе.
Нужны специальные тарифы на электроэнергию, отличные от тарифов для промпредприятий, поскольку не создают пока майнеры продукции, необходимой для российской экономики.
Федеральным законом должно быть предусмотрено и саморегулирование майнинговой деятельности – если ты не в СРО – автоматически ты вне закона. Хакасию, как одну из столиц майнинга, можно предложить в качестве пилотного региона для апробации федеральных законодательных инициатив.