Заместитель министра здравоохранения Сергей Глаголев обозначил ключевые направления развития лекарственного обеспечения в России, которые будут учтены в новой стратегии до 2030 года, разрабатываемой ведомством. Особое внимание уделяется внедрению инновационных препаратов, развитию отечественного производства и совершенствованию механизмов регистрации лекарств на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Федеральный национальный проект «Новые технологии сбережения здоровья» играет ведущую роль в работе Минздрава. В его рамках планируется вывести на рынок несколько десятков инновационных лекарственных средств, медицинских изделий и технологий. По словам Сергея Глаголева, параллельно необходимо создавать универсальные платформенные решения для прогнозирования целей инновационных препаратов и их рыночного потенциала. Эти решения должны обеспечивать прозрачность и применяться при ускоренной регистрации, включении лекарств в клинические рекомендации, а также в процессе планирования и оценки инноваций в рамках частных инвестиционных проектов.
Отдельное значение в стратегии уделяется гармонизации механизмов регистрации лекарств в странах ЕАЭС. «Важным аспектом является использование данных реальной клинической практики, которые накапливаются в значительном объеме, а также применение искусственного интеллекта для развития скрининга и анализа перспективных инновационных разработок», — отметил замминистра.
Важным элементом устойчивости лекарственного обеспечения остается локализация производства востребованных и хорошо известных препаратов, в том числе иммунобиологических средств из Национального календаря профилактических прививок. Сергей Глаголев подчеркнул: «Мы видим залог стабильности в развитии импортозамещения тех препаратов, которые сегодня либо не имеют патентов, либо скоро потеряют патентную защиту». Для этого совместно с Координационным центром правительства разрабатывается механизм прогнозирования потребностей в дженериках, что также способствует ценовому контролю на рынке.
Перечень стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС) является ключевым инструментом в этих процессах. Замминистра выразил надежду, что дискуссия по критериям формирования этого перечня будет завершена в обозримом будущем. Важной задачей остается поддержание баланса между рисками повышения цен на лекарства и включением в СЗЛС препаратов, которые необходимы для здравоохранения сегодня и которые могут стать более востребованными после истечения патента. «Ключевым моментом является обеспечение наличия у отечественной фармацевтической индустрии компетенций и возможностей для выпуска таких препаратов», — добавил Сергей Глаголев.
Кроме того, в сфере льготного лекарственного обеспечения Минздрав ставит задачи как тактического, так и стратегического характера. Одним из примеров является расширение применения совместных торгов на региональном уровне, что уже демонстрирует положительную динамику по снижению цен в рамках федеральных проектов по борьбе с гепатитом С и противодействию сердечно-сосудистым заболеваниям.
Минздрав акцентирует внимание на качестве заявочных кампаний для централизованных закупок лекарств, особенно для программы 14 ВЗН, Национального календаря прививок, а также по туберкулезу и ВИЧ-инфекции. По словам Глаголева, важно своевременно и обоснованно прогнозировать потребности, избегая резких колебаний, которые могут негативно повлиять на качество терапии. Кроме того, необходимо учитывать изменения цен на рынке при формировании заявок и исключить списание препаратов. Особое внимание уделяется развитию регионального прогнозирования и синхронизации производственных мощностей с реальными потребностями и закупками регионов, что особенно критично для календаря прививок по эпидемическим показаниям.
Планируется цифровизация льготного обеспечения с переходом на электронные сертификаты в рамках закона 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Тактической задачей остается возвращение пациентов к натуральной льготе по этому закону, что позволит обеспечить солидарность в лекарственном финансировании и снизить нагрузку на региональные бюджеты.
С точки зрения ценовой доступности Минздрав считает важным внедрение цифрового контроля ценообразования на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) с использованием данных системы мониторинга движения лекарственных препаратов (МДЛП). Этот механизм разрабатывается совместно с ФАС и Минпромторгом.
Глаголев также подчеркнул необходимость развития производства аптечных лекарственных препаратов для случаев, когда отсутствуют нужные дозировки или молекулы. При этом это не должно заменять серийное производство лекарств, но расширить применение таких препаратов в системе обязательного медицинского страхования и программах льготного лекарственного обеспечения.
Кроме того, Минздрав работает над устранением ограничений, связанных с дистанционной торговлей рецептурными препаратами, стремясь сделать этот механизм более эффективным и создать условия для расширения дистанционных форм торговли и льготного лекарственного обеспечения в будущем.