За три десятилетия впервые избран новый глава объединения буддистов Бурятии — Баясхалан Бальжинимаев, настоятель дацана «Амарлин», расположенного у подножия горы Баин-хан в Мухоршибирском районе. Этот духовный лидер, известный своей активной международной деятельностью и вкладом в строительство дацана за собственный счет с помощью благотворительных сборов, на прошлой неделе провел ряд встреч в Москве и дал интервью порталу «Везде наши», в котором поделился планами развития буддийской общины в России и за ее пределами.
Новый руководитель объединения отметил, что буддисты уже ощущают «дыхание поворота на Восток», которое, по его мнению, привнесет в жизнь страны «мягкую силу» буддизма, способную обеспечить устойчивое развитие России. В интервью Баясхалан-лама рассказал о своей работе по установлению международных связей, в частности, сотрудничестве с шаолиньским монастырём в Китае, где организован обмен монахами и передача практики ушу. Он подчеркнул важность гармоничного сочетания боевых искусств с философией буддизма: «Если просто научить человека опасным приёмам, он станет боевой машиной, но если занятия боевыми искусствами совместить с изучением философии буддизма, можно достичь просветления».
Кроме того, буддийский лидер подписал договор с коллегами из Манчжурии о взаимодействии с Забайкальским и Читинским управлениями ушу, что свидетельствует о продолжающемся развитии тесных связей с буддийскими общинами в Азии, в том числе в Монголии. По его словам, планы расширения включают сотрудничество с буддийскими странами Мьянмой, Таиландом, Индией и другими, а также особое внимание уделяется укреплению отношений с Всекитайской ассоциацией буддистов.
Активность российских буддистов в общественной жизни за последние три года значительно возросла. В частности, в столице Калмыкии, Элисте, 18 сентября пройдет Третий Международный буддийский форум, на котором будут обсуждаться вопросы укрепления статуса России как духовного центра буддизма, развития буддийского образования и сохранения традиционного монашества, а также организации паломнических и туристических обменов с азиатскими странами.
По мнению Баясхалан-ламы, важность форума не должна ограничивать деятельность буддийской общины. Главный акцент должен быть сделан на ежедневной работе в рамках совместных программ, проектов и конкретных дел. Он считает необходимым создание Центров российского буддизма за рубежом, чтобы зарубежные страны могли лучше узнать о жизни буддийской общины в России. В этом вопросе Баясхалан-лама предлагает ориентироваться на опыт Русской православной церкви, которая успешно представлена за границей.
Особое внимание, по его словам, следует уделять братской Монголии, где молодёжь, под влиянием западных НКО и либеральных СМИ, склонна воспринимать Россию как страну-агрессора. «Старшее поколение монголов, имевшее тесные отношения с Советским Союзом, уходит, приходят совсем другие ребята. Поэтому главное здесь — не делать “для галочки”, формально. А совместно с нашими братьями по-новому строить дружеские связи между народами», — отметил Баясхалан-лама.
Буддизм в Бурятии является самым северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической ветви буддизма Махаяны, сформировавшейся в Тибете в конце XIV — начале XV веков и получившей название Гелугпа. Этот уникальный духовный путь продолжает развиваться в регионе, поддерживая традиции и открывая новые возможности для взаимодействия на международной арене.