15 апреля 2025 года в режиме видеоконференции прошло расширенное заседание Президиума Государственного Совета под председательством Владимира Путина. Главным вопросом повестки дня стало развитие инфраструктуры в рамках национального проекта «Инфраструктура для жизни», который предполагает создание комфортной, безопасной и удобной среды для граждан на всей территории страны.
В своём обращении Владимир Путин подчеркнул значимость комплексного подхода к решению жилищных вопросов и обеспечению доступности транспортных и социальных услуг. Он отметил, что опорные населённые пункты, которых насчитывается 2160, играют ключевую роль в укреплении экономического и инфраструктурного каркаса России, что способствует более гармоничному расселению населения. Эти пункты должны стать основой для реализации мастер-планов, которые отражают перспективы развития городов и районов на ближайшие 6-12 лет.
В то же время, работа над созданием мастер-планов сталкивается с правовыми трудностями, поскольку в настоящее время у этих документов нет четкого статуса. Президент выразил надежду на скорейшее завершение работы над соответствующим законопроектом и предупреждал о возможных дублированиях и противоречиях в планах развития территорий.
Важным аспектом заседания также стало обсуждение текущего состояния строительной отрасли. Владимир Путин отметил, что в последние годы строительный комплекс демонстрирует динамичное развитие, однако возникли риски, связанные с экономической ситуацией. В частности, более 2000 проектов по строительству жилья сталкиваются с переносами сроков сдачи на полгода, что вызвано падением спроса, увеличением стоимости ипотечных кредитов и высокими комиссиями со стороны банков.
В результате этих факторов застройщики сталкиваются с растущими долгами и рисками ухода с рынка, что может негативно сказаться на занятости и экономической ситуации в стране. Президент акцентировал внимание на необходимости совместных действий правительства и Банка России для преодоления текущих трудностей и стабилизации ситуации в строительной сфере.
Новый национальный проект ориентирован на дальнейшее развитие общественного транспорта в России. Важной частью инициативы является требование, чтобы не менее 85 процентов машин в парке были современными, удобными, экологичными и безопасными для пользователей.
Участники проекта активно обсуждают вопросы, связанные с источниками финансирования, подчеркивая важность использования различных возможностей для решения поставленных задач. Работа по созданию комфортной среды для жизни уже ведется в регионах, и сегодня на связи находятся субъекты Федерации, где реализуются инфраструктурные проекты, направленные на улучшение качества общественного транспорта.
Этот подход позволит значительно повысить уровень комфорта и безопасности передвижения для граждан, что является одной из ключевых задач государственного управления.
В ходе недавнего обсуждения на правительственном уровне была подчеркнута необходимость разработки программы временного субсидирования процентной ставки по кредитам для проектного финансирования строительства объектов, особенно в малых городах. Это важно, поскольку объем строительства в таких регионах невелик, и государственная поддержка станет ключевым фактором для достижения целей по вводу объектов в эксплуатацию к 2026 году.
Одной из актуальных тем стало индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), объем которого в прошлом году составил 62,3 миллиона квадратных метров, что составляет около 58 процентов от общего ввода жилья в стране. Важными факторами, способствующими росту ИЖС, стали «дачная амнистия», программы социальной газификации и обновления дорог. Это создает необходимые условия для граждан, желающих строить жилье.
Также обсуждались планы по переселению граждан из аварийного жилья. До 2030 года планируется переселить 345 тысяч человек, при этом будет ликвидировано не менее 6,2 миллиона квадратных метров непригодных для проживания зданий. Однако ожидается, что объем аварийного фонда может расти, что требует дополнительных мер и предложений для решения данной проблемы.
Кроме того, особое внимание было уделено жилищно-коммунальному хозяйству, где за последние шесть лет на развитие было направлено более 600 миллиардов рублей. Важно понимать, что для широкого обновления систем ЖКХ до 2030 года потребуется не менее 4,5 триллиона рублей, как бюджетных, так и частных инвестиций.
В заключение, подчеркивается необходимость эффективной работы всех уровней власти для достижения обозначенных целей, исключая бюрократические препятствия и обеспечивая прозрачность работы управляющих компаний, ответственных за содержание и ремонт многоквартирных домов.