Недавние заявления Дональда Трампа о намерении построить 40 ледоколов для Арктики вновь поднимают вопрос о конкурентоспособности ледокольных флотов стран мира. По словам эксперта по арктической зоне Александра Воротникова, ледоколы являются ключевым инструментом для открытия торговых путей, добычи ресурсов и демонстрации военной мощи. «Без ледоколов в Арктике работать нельзя», – подчеркивает Воротников.
Трамп продолжает развивать свою стратегию, начатую еще в 2020 году, когда он распорядился о разработке программы строительства ледоколов для Арктики и Антарктики. Это стремление ускорит гонку за контроль над арктическими регионами, что создает угрозу для уже существующих позиций России.
Александр Воротников отмечает, что США и их союзники значительно отстали от России в строительстве ледоколов. В то время как Китай, благодаря мощной судостроительной отрасли, наращивает свои возможности, у него уже четыре ледокола высокого ледового класса. «Китай продолжит строить ледоколы, потому что у них есть реакторы», – считает эксперт.
Россия же располагает более 40 ледоколами, и в настоящее время продолжается строительство «Чукотки» и «Якутии», а также закладываются новые атомоходы. Воротников добавляет, что несмотря на сложности с доступом к комплектующим, ледоколы «Якутия» и «Чукотка» уже на 98% построены с использованием российских технологий.
По мнению Воротникова, не стоит недооценивать качество ледокольного флота. Россия эксплуатирует 41 ледокол, что превышает количество ледоколов у США, Канады, Финляндии, Дании, Швеции и Китая вместе взятых. Преимущества российских ледоколов заключаются не только в количестве, но и в уникальных технологиях, которые позволяют им эффективно работать как на больших водах, так и в устьях рек.
Канада, США и Финляндия подписали «Арктический пакт», что создает предпосылки для совместного строительства ледоколов. Однако, по мнению Воротникова, современный опыт и квалифицированные рабочие руки для реализации таких проектов у западных стран в дефиците. Финский опыт устарел, а в США его практически нет, что значительно увеличивает время, необходимое для отладки технологий строительства ледоколов.
Таким образом, в условиях растущего интереса к Арктике России предстоит не только сохранить свои позиции, но и активно развивать ледокольный флот, чтобы не утратить стратегическое преимущество в этом важном регионе, как подчеркивает Александр Воротников.