На IV Конгрессе молодых ученых эксперты обсудили, как научные достижения могут стать источником национальной гордости. Научные успехи имеют интернациональный характер, но, по мнению специалистов, гордость за них является глубоко личным и патриотическим чувством.
Александр Ведехин, заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, подчеркнул: «Патриотическое воспитание и формирование духовно-нравственных ценностей относятся к вопросам идентичности. Молодой ученый, как и любой гражданин России, идентифицирует себя россиянином. В сочетании с научными интересами это становится культурным кодом российской науки».
На Конгрессе также были представлены результаты интернет-опроса, проведенного Ассоциацией студенческих патриотических клубов «Я горжусь». Опрос выявил, что 52% молодых ученых уверены, что наука способствует укреплению патриотизма в обществе. «Мы это объясняем через призму деятельного патриотизма, потому что ученый — это человек, который через свою исследовательскую деятельность укрепляет свою страну», — отметил Никита Зинков, руководитель Ассоциации.
В ходе опроса выяснили, что 39% респондентов считают, что наука должна оставаться интернациональной и вне политики. «Эти цифры отражают определенный внутренний протест на попытки «отмены российской науки» в недружественных странах», — добавил Зинков.
Евгения Долгова, директор Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ, выделила семь причин для гордости за отечественную науку. Она отметила, что российская наука во многом опирается на советский опыт и ранее принятые управленческие решения, что подчеркивает преемственность и развитие научной сферы в стране.
Евгения Долгова, ведущий эксперт в области науки, заявила о важности «большой науки», которая возникла в России в 1930-е годы. Она отметила, что наука стала не просто частным занятием, а крупной индустрией знаний, тесно связанной с процессами индустриализации. По ее словам, российская наука обладает уникальной сетью научных организаций, и каждый четвертый ученый ассоциирует себя с советской или российской наукой.
Долгова также подчеркнула, что советская наука представила миру опыт оперативного планирования. Пятилетки, внедренные в СССР, ознаменовали начало нового этапа в организации научной деятельности. Интересно, что позитивный образ профессии ученого, сформированный советским кинематографом, сохраняется и в современном российском кино.
Современные тенденции в науке свидетельствуют о смещении акцентов с коллективного подхода на индивидуальную профессиональную траекторию ученого. Этот процесс наглядно проявился после Великой Отечественной войны, когда наука стала восприниматься как интернациональная, но при этом научные достижения оставались национальными.
Никита Краснощеков, председатель Совета молодых ученых Российской академии образования, отметил, что истинный патриотизм воспитывается через крупные научные открытия и конкретные события, которые вызывают гордость за страну. Он подчеркнул, что внимание научной школы Российской академии образования сосредоточено на периоде 1990-х годов, когда произошел переход к западным образовательным стандартам.
«Мы возвращаемся к вопросам национальной идентичности и гордости, к историческому опыту советского времени. Это важно для формирования ценностных основ у молодежи», — отметил Краснощеков. Он также добавил, что обсуждение научных достижений на уроках «Разговоры о важном» может способствовать укреплению чувства патриотизма у школьников.
Егор Задеба, доцент Научно-исследовательского ядерного университета МИФИ, отметил, что патриотизм в научной среде формируется через воспитание научных коллективов и преемственность традиций. Он подчеркнул, что успешные научные школы возникают благодаря преданным исследователям, которые стремятся сохранить свое дело и передать его следующим поколениям.
Вузы России призваны формировать интеллектуальную элиту страны, утверждают эксперты. Важной частью этого процесса является патриотическое воспитание молодежи. Проректор Московского государственного строительного университета Армен Тер-Мартиросян подчеркнул, что патриотизм не является профессией, однако его значение становится особенно актуальным в контексте технологического суверенитета и социально-экономического развития страны.
Он отметил, что нельзя заставить человека быть патриотом, но можно продемонстрировать величие страны и её возможности. Патриотизм, по его словам, формируется в исследовательской среде, часто именно в лабораториях, где молодежь получает возможность проявлять свои профессиональные компетенции и вкладывать их в будущее своей страны.
Эксперты согласились с тем, что наряду с выявлением талантливой молодежи в науке, патриотическое воспитание играет ключевую роль в подготовке новых кадров, способных внести значительный вклад в развитие России.