На снижающихся мировых рынках биткоин показывает уверенный рост и стремится к рекордному показателю в 100 000 $ за 1 BTC. Как это может отразиться на инвестициях в ИИ и что будет с мировой энергетической инфраструктурой? Какой мировой капитализации должен достичь биткоин, чтобы покрыть дефицит бюджета США? И какую стратегию в этом направлении выберет Россия?
На bitcoin-конференции в прошедшие выходные сенатор Синтия Луммис объявила о подготовке инициативы-предложения в течение пяти лет Министерству финансов США купить 1 миллион биткойнов, или примерно 5% от глобального запаса. Сделка века обойдется Правительству США в 60-70 миллиардов долларов по сегодняшним ценам.
Луммис утверждала, что федеральное правительство станет «свободным от долгов благодаря биткойну», если ее инициатива будет принята, поскольку эти биткойны можно будет продать правительством с прибылью через 20 лет. К сожалению, есть как математические, так и концептуальные проблемы, которые препятствуют тому, чтобы такой подход решил бюджетные проблемы федерального правительства.
Какой мировой капитализации должен достичь биткоин, чтобы покрыть дефицит бюджета США?
«Начнем с математики: сегодня государственный долг США составляет около 28 триллионов долларов или 35 триллионов, если учитывать «внутригосударственный долг», который общий фонд должен другим внутренним учетным единицам правительства, таким как фонды социального страхования и Medicare. В этом году федеральное правительство США потратило примерно на 2 триллиона долларов больше, чем собрало в виде доходов, что потребовало заимствования, добавляющегося к государственному долгу», — сообщила Екатерина Ледокол, Президент Ассоциации Центров Обработки Данных, основатель Global Vision Summit.
Эксперт продолжила, что в сравнении с этим, общая рыночная капитализация биткойна сегодня составляет всего около 1,3 триллиона долларов — и это при том, что цена биткойна близка к историческому максимуму. Если вся капитализация биткойна недостаточна для покрытия однолетнего бюджетного дефицита, то нет никаких оснований полагать, что покупка 5% от этого объема сможет в принципе остановить рост, не говоря уже об оплате государственного долга. Чтобы математический расчет сработал, капитализация биткойна должна была бы достичь уровня, который был бы в несколько раз выше годового валового внутреннего продукта всего мира. Так Международный валютный фонд в настоящее время оценивает суммарный ВВП всех стран менее чем в 110 триллионов долларов.
Однако помимо математики, существуют серьезные концептуальные проблемы с предложением Луммис, даже если рассматривать его как частичное решение. Когда государство приобретает актив, оно, как правило, перераспределяет, а не создает богатство. Когда правительство покупает некоторую долю существующего запаса биткойна, оно уменьшает оставшиеся предложение, доступное для других на рынке. Если частный спрос на биткойн остается постоянным, это приведет к увеличению цены биткойна. Получателями выгоды от этой сделки в конечном итоге окажутся текущие владельцы биткойнов.
Майнинг биткойна — это чрезвычайно энергоемкий процесс, который часто зависит от высокопроизводительных графических процессоров. Если майнинг биткойна приведет к росту спроса на эти процессоры, то они станут дороже, как это было в 2020 году. В свою очередь, каждая деятельность, которая зависит от процессоров — от видеомонтажа до игр — также станет дороже.
Аналитики Bloomberg прогнозируют, что наиболее тревожным является то, что бум в майнинге биткойнов угрожает сдерживать многообещающие разработки в области искусственного интеллекта (AI)
«Как мы знаем из последних отчетов по внедрению ИИ нашими корпорациями, ИИ имеет потенциал революционизировать экономику стран, и повысить производительность трудового ресурса в бесчисленных аспектах, что увеличит реальное богатство для населения таких стран. Так мы реально создаем экономику предложения», — сообщила эксперт.
Западные эксперты утверждают, что было бы глубоким провалом федеральной политики США — усложнять достижения в области ИИ, побуждая людей использовать необходимые ресурсы для генерации цифровых токенов.
Что думает Маск?
«Известный любитель цифрового золота и альткоинов Илон Маск состоит в обоих рабочих группах, как про продвижению ИИ, выделению ИИ ЦОДам энергомощностей, так в Министерстве Эффективности, анонсируя зеленый свет росту биткоина и его поддержке на федеральном уровне. Будем наблюдать их борьбу за ограниченные энергомощности, как в США, так и в других странах, и создание баланса на рынке. Наша власть закрепила законодательные ограничения для майнеров, создав возможности для роста промышленности и ИИ дата-центров», — сообщила Екатерина Ледокол.
В каком направлении развивается майнинг в России?
19 ноября Правительственная комиссия по энергетике подтвердила введение частичного или полного запрета на майнинг в 11 регионах РФ: Иркутской области, Бурятии и Забайкалье — запрет будет вводиться только на период зимних пиков с 15 ноября по 15 марта. В Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республиках, Северной Осетии—Алании, Ингушетии, Чечне, Дагестане, Херсонской и Запорожской областях, ДНР и ЛНР предлагается ввести тотальный запрет с 1 декабря 2024 года по 15 марта 2031 года.
21 ноября на встрече с Президентом РФ лидер фракции «Новые люди» Алексей Нечаев отметил важность легализации майнинга в России, как выгодного решения для пополнения налогов в бюджет страны, а также гипотетической возможностью инвестирования майнеров в энергомощности в регионах, где нагрузка энергосетей позволяет осуществлять майнинг.