В своем интервью порталу «АртВести» российский художник Евгения Васильева (EVA) поделилась впечатлениями от недавно завершившейся выставки «Между пороком и добродетелью», представленной в Московском Союзе Художников. «Искусство и образование способствуют развитию эмоционального интеллекта, которые позволяют разобраться в эмоциях, справляться с ними и выражать их экологично. Это помогает развивать эмоциональную осведомленность, саморегуляцию и эмпатию, что является важным коммуникативным навыком в современном обществе», — уверена Васильева. Публикуем ее интервью целиком.
— В последний год Вы принимали активное участие в творческих мероприятиях и арт-проектах. Расскажите о самых интересных из них.
— Да, год был насыщенным. Прежде всего, хочется отметить VI Международный интерактивный фестиваль современного искусства «ARTLIFE FEST 2023». Участие в нем стало для меня источником вдохновения. Там была представлена серия моих работ «Невидимка», где акварель и акрил сочетаются в сложном композиционном решении, позволяющем создавать интересные визуальные идеи. Это незабываемый и противоречивый опыт, благодаря которому я познакомился с множеством талантливых людей. Мне было очень приятно присутствовать на фестивале и делиться искусством с российской публикой.
Этим летом в галерее EVA проходит моя персональная выставка «Мы в восхищении», в рамках которой представлены мои произведения, вдохновленные романом Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». На выставке, кроме картин, представлены скульптуры, инсталляции и видео-арт, образы женщин и цветов в которых символизируют стремление к невозможному и воплощение новой жизни.
Нельзя не отметить реализованный в июне проект «Между пороком и добродетелью» — выставку, прошедшую под кураторством народного художника России председателя Московского Союза Художников Глухова В.А. Представленные там работы также были посвящены роману Булгакова «Мастер и Маргарита» — произведению, в котором затрагиваются темы противопоставления и взаимодействия добра и зла, осознания человеком окружающего мира и выбора пути личностного развития. Выставка насыщена образами и символами романа, вдохновляющие многих художников. Это была трудоемкая работа, которая показалось мне интересной и созерцательной, как я надеюсь, и посетителям выставки.
— Почему именно Михаил Булгаков? Как на Вас повлияло творчество писателя?
— Булгаковская эстетика поражает своей актуальной мистикой, проникает в душу и заряжает воображение. Наполненная метафорами и символикой, она распространилась на многие сферы культуры, превратившись в настоящий феномен и символ творчества писателя, а цитаты из книги стали знаковыми для целого поколения людей.
Роман «Мастер и Маргарита» вдохновил меня на исследование человеческой души, находящейся в постоянных исканиях, и создание серии работ с размышлениями о добре и зле и их переплетении. Он затрагивает самые глубокие и важные философские, религиозные и моральные вопросы, а темы и мотивы, освещенные в романе, до сих пор остаются неизведанными.
— Образование для художника — необходимость? Чему можно научиться, а чему нельзя?
— С одной стороны, образование в искусстве необходимо для развития навыков и понимания основных художественных принципов. Оно дает возможность познакомиться с различными техниками и материалами, что помогает развить мастерство и освоить такие основы, как композиция, перспектива, работа с цветом и т.д., что крайне важно мастеру для создания работ. Имея художественное образование, можно анализировать и критически оценивать произведения искусства в контексте истории, культуры и социальных тенденций, понимать и интерпретировать творчество, а также находиться в диалоге с представителями творческой интеллигенции.
Но зачастую творчество искусственно ограничивается рамками образовательных учреждений, что может стать преградой для свободного самовыражения и подавить индивидуальность и самобытность художника. В своем восприятии искусства я использую прием эклектики, и главным критерием оценки произведений считаю такой параметр, как гармония и глубина идеи. Искусство затрагивает чувства, но в том числе поддается аналитическому восприятию человека, что создает синтез рационального и иррационального и является базой для современного искусства.
— Чему, на Ваш взгляд, искусство может научить человека и почему творческое образование важно для детей и молодежи?
— Искусство — универсальный язык общения, способный перестраивать мир вокруг нас и обогащать нашу жизнь. Созерцание произведений искусства развивает творческое мышление и воображение, вдохновляет на нестандартные подходы к решению проблем и стимулирует мыслительные процессы в рамках возможностей, а не ограничений. Если говорить о молодежи, это способствует развитию их инновационного и творческого потенциала, что, без сомнения, полезно для карьеры и личностного роста.
Кроме того, искусство и образование способствуют развитию эмоционального интеллекта, которые позволяют разобраться в эмоциях, справляться с ними и выражать их экологично. Это помогает развивать эмоциональную осведомленность, саморегуляцию и эмпатию, что является важным коммуникативным навыком в современном обществе.
— Что дает Вам активное участие в творческой жизни? Важно профессиональное самовыражение, или есть задача донести до публики какую-то идею?
— У каждой творческой личности существует желание быть понятыми через свои творения, много внимания уделяю этическим принципам и морали как основе мироздания, поэтому обращаюсь к очень различным темам, включая онтологические и социальные.
— Как у Вас появляются идеи для создания картин?
— Создание произведений искусства является непрерывным процессом, требующим поиска смысла жизни. Как говорил великий Пабло Пикассо, идеи появляются во время работы, когда источником вдохновения становится сам творческий процесс. Кроме того, меня вдохновляет искусство других художников. Изучая произведения мастеров прошлого и настоящего, можно найти идеи, стиль, техники, которые впоследствии воплощаются в синтезе моих работ. Это позволяет постоянно расширять свой кругозор и развивать художественные навыки.
— Что для вас значит — быть художником?
— Быть художником — значит иметь добро в сердце, вдыхать его в каждую клеточку своего творения. Художник занимается не только живописью, но и инсталляциями, скульптурой, графикой, фотографией, видео — всеми видами искусства, которые доступны современному творцу. Он стремится не ограничивать свою творческую сферу, а разносторонне развиваться и проникаться различными формами искусства. В творчестве каждый опыт уникален, и каждое новое произведение вызывает различные эмоции. Художник обменивается мыслями со вселенной, ведет диалог с пространством, в котором творит. В произведении искусства, как правило, присутствует философская мысль или идея, которую часто можно ощутить даже тогда, когда она не является явной. Это важно и неотъемлемо для любого вида жизнедеятельности, а для искусства это его Фундамент.