В России обсуждается введение обязательного использования отечественных комплектующих при локализации производства иностранных автомобилей, включая китайские бренды. Такое предложение озвучил министр промышленности и торговли Антон Алиханов в ходе слушаний по экономической политике в Совете Федерации, подчеркнув, что соответствующие обязательства могут стать частью договоренностей с иностранными партнерами, инвестирующими в российский автопром.
«У нас есть намерение относительно введения обязательности использования ряда комплектующих, произведённых в России», — заявил Алиханов, акцентируя внимание на требованиях к китайским компаниям, которые планируют локализовать производство на территории страны. Это решение отражает стремление поддержать развитие отечественной промышленности и усилить технологический суверенитет.
Дополнительно, заместитель министра промышленности и торговли Василий Шпак в интервью «Российской газете» анонсировал переход к балльной системе оценки уровня локализации для всех производственных сфер, подобно практике в автомобильной промышленности. «Цель неизменна — технологический суверенитет. Чем больше операций мы делаем внутри страны, чем больше российских компонентов используем, тем больше добавленной стоимости для нашей экономики, больше налогов, рабочих мест, зарплат и всех прочих экономических эффектов», — пояснил он.
В настоящее время Минпромторг разрабатывает меры поддержки автопрома, чтобы минимизировать прогнозируемое снижение рынка автомобилей на 40 процентов к 2025 году. По словам Антона Алиханова, несмотря на положительные итоги прошлого года, нынешний год демонстрирует заметное сокращение продаж. «В автопроме, вы знаете, прошлый год мы закончили в неплохом плюсе. В этом году, к сожалению, с учётом ставки, с учётом дополнительных условий, которые были введены Центральным банком в части автокредитования, кредитование практически заморожено. И мы видим серьёзное падение — минус 28%», — констатировал министр.
Одним из эффективных инструментов поддержки внутреннего рынка министр назвал утилизационный сбор, который действует в автомобильной отрасли. Этот механизм предусматривает плату производителями и импортёрами транспортных средств за утилизацию, а для российских автозаводов государство компенсирует эти выплаты, что служит косвенной поддержкой отрасли. «Этот механизм можно было бы распространить и на другие отрасли, — считает глава Минпромторга. — Помимо того, что мы получаем дополнительные источники доходов, мы всё-таки стимулируем собственное производство».
Введение обязательного использования российских комплектующих при локализации иностранных автопроизводств, переход на балльную систему оценки локализации и распространение утилизационного сбора на другие отрасли — комплекс мер, направленных на укрепление промышленного суверенитета и поддержку национальной экономики в условиях меняющейся мировой конъюнктуры.