ВЭБ.РФ начал финансирование проекта строительства завода по серийному производству высокоскоростных поездов, предназначенных для высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Завод возводится на площадке АО «Уральские локомотивы» в Свердловской области, входящего в холдинг «Синара-Транспортные машины» группы «Синара», сообщили в пресс-службе ВЭБа.
Первые средства в размере около 7 миллиардов рублей уже направлены на финансирование договора генерального подряда. Кроме того, ВЭБ.РФ обеспечивает исполнение договоров по поставке подвижного состава, предоставив гарантии на сумму порядка 52 миллиардов рублей. Наблюдательный совет ВЭБ.РФ ранее утвердил условия участия в проекте с объемом финансирования до 33,915 миллиарда рублей на срок до 14,5 года. Кредит оформлен на специальных условиях в рамках механизма «Кластерная инвестиционная платформа». Для ускорения закупки оборудования для нового завода дополнительно были выделены займы от Фонда развития промышленности.
Председатель совета директоров СТМ Александр Мишарин отмечал, что группа «Синара» инвестировала в ранний этап строительства завода собственные заемные средства в объеме порядка 7 миллиардов рублей, чтобы не допустить срыва сроков реализации проекта.
Завод площадью 60 тысяч квадратных метров возводится на базе «Уральских локомотивов» в Верхней Пышме. Общая стоимость строительства оценивается в 44 миллиарда рублей. Планируется завершить возведение дополнительных технологических цехов к 2026 году. Запуск производства высокоскоростных поездов намечен на 2027 год, а начало серийного выпуска – на март 2028 года.
АО «Уральские локомотивы» было создано в 2010 году как совместное предприятие группы «Синара» и немецкой компании Siemens. Основной деятельностью предприятия было производство пассажирских электропоездов «Ласточка» на платформе Siemens Desiro для РЖД. К 2022 году степень локализации «Ласточки» достигла 90%. После выхода Siemens из российского рынка в мае 2022 года «Уральские локомотивы» разработали собственный скоростной поезд «Финист», способный развивать скорость до 160 км/ч. Первые поезда «Финист» вышли на линию в декабре 2023 года.
Машиностроительный холдинг СТМ, основанный в 2007 году, объединяет 24 производственные площадки и более 60 сервисных центров, входя в состав группы «Синара».
Проект высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург предусматривает строительство железнодорожной линии длиной 679 километров и создание нового технологического направления в российском железнодорожном машиностроении. Это включает появление специализированного сегмента по производству высокоскоростных подвижных составов. Время в пути между двумя столицами планируется сократить до 2 часов 15 минут.
Представители ВЭБ.РФ подчеркнули, что финансирование проекта является частью стратегии по развитию современной транспортной инфраструктуры и созданию новых производственных кластеров в России. По их словам, успешная реализация завода обеспечит независимость страны в производстве высокоскоростных поездов и повысит технологический уровень отечественного машиностроения.
В итоге создание завода на базе «Уральских локомотивов» не только усилит производственные возможности региона, но и откроет перспективы для дальнейшего развития высокоскоростного железнодорожного транспорта в стране.